Preview

Морская медицина

Расширенный поиск

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ВУЗОВ РОССИИ

https://doi.org/10.22328/2413-5747-2019-5-2-34-44

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрена проблема состояния здоровья студентов вузов разных регионов России в настоящее время. Отмечены наиболее распространенные заболевания обучающихся — заболевания дыхательной и пищеварительной систем. Большинство авторов указывают на рост заболеваемости студентов от младших к старшим курсам, однако ряд исследований свидетельствует об обратной тенденции, объяснить которую можно повышением адаптационных возможностей обучающихся. Дана характеристика факторов риска здоровью студентов, в том числе сопутствующих образовательному процессу. Некоторые факторы риска отнесены к неустранимым: высокое психоэмоциональное и умственное напряжение, периодическое нарушение режима дня. Появление высокого уровня стрессового воздействия на организм студентов наиболее типично во время экзаменационной сессии, что способствует развитию невротических состояний. Минимизировать можно устранимые факторы риска, например, характеризующие образ жизни (двигательная активность, питание), а также организацию и доступность медицинской помощи студентам. Выделены основные причины, побуждающие студентов не обращаться за помощью в лечебнопрофилактические учреждения, а, наоборот, заниматься самолечением. Проанализированы современные здоровьесберегающие технологии, используемые разными образовательными организациями. Предложено создание комплексных здоровьесберегающих программ на базе вузов, включающих физиолого-гигиеническое обоснование расписания аудиторных занятий, мониторинг состояния здоровья и заболеваемости обучающихся, создание необходимой инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом. Приведены примеры вузов разных регионов России, в которых созданы Центры здоровья и успешно реализуются здоровьесберегающие технологии. Ключевые слова: морская медицина, образовательный процесс, студенты вузов, факторы риска здоровью, здоровьесберегающие технологии, мониторинг состояния здоровья.

Об авторе

Т. Е. Фертикова
Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко
Россия

Фертикова Татьяна Евгеньевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены 

394036, г. Воронеж, Студенческая ул., д. 10



Список литературы

1. Есауленко И.Э., Петрова Т.Н., Судаков О.В. Мониторинг здоровья учащейся молодежи на основе компьютерных технологий // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2014. Т. 13. № 2. С. 483–487.

2. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования. Воронеж: ИПЦ Научная книга, 2017. 312 с.

3. Миннибаев Т.Ш., Чубаровский В.В., Гончарова Г.А., Рапопорт И.К., Тимошенко К.Т. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 3. С. 16–20.

4. Камаев И.А., Васильева O.Л. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. № 1. С. 26–29.

5. Горбач Н.А., Жарова А.В., Лисняк М.А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов ВУЗов // Здравоохранение Российской Федерации. 2007. № 2. С. 43–46.

6. Дробот Е.В., Грумеза Д.О., Ченский С.С., Вартанова И.С., Цымбалюк И.Ю., Беткараева М.Х., Вильгодская Е.А. Ассоциация субъективной оценки здоровья, уровня тревоги и патологии органов пищеварения у студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 3. С. 34.

7. Величковский Б.Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье // Здравоохранение Российской Федерации. 2006. № 2. С. 8–17

8. Фаустов А.С. Фрагменты психогигиены. Воронеж: Истоки, 2005. 168 с.

9. Зуйкова А.А., Петрова Т.Н., Красноруцкая О.Н. Причинно-следственная связь образа жизни студентов медицинского ВУЗа с общей заболеваемостью // Вестник новых медицинских технологий. 2013. № 1. С. 75.

10. Красноруцкая О.Н., Зуйкова А.А., Петрова Т.Н. Актуальные проблемы здоровья студентов медицинского вуза и пути их решения // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20, № 2. С. 453–456.

11. Орхан Г., Германова Г.И., Малкина Л.В., Ивченко Г.С., Бобровский И.Н., Фефелова Ю.Н. Заболеваемость студентов Ставропольской государственной медицинской академии // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 7. С. 48.

12. Игнатова Т.Н., Дерябин Д.Г., Котляров А.В. Изучение здоровья студентов многопрофильного вуза и анализ факторов, его определяющих // Здоровье и образование в XXI веке: сб. науч. тр. 4-й междунар. науч.-практ. конф. М., 2003. С. 268–269.

13. Намаканов Б.А., Расулов М.М. Здоровьесозидающие технологии при обучении студентов высших учебных заведений // Здоровьесберегающее образование. 2011. № 2. С. 98–110.

14. Фертикова Т.Е., Рогачев А.А., Артемов А.Н. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности студентов ВУЗов г. Воронежа // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П.Павлова. 2017. Т. 25. № 1. С. 56–61.

15. Гафиатулина Н.Х., Любецкий Н.П., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в эпоху глобализации. М.: Русайнс, 2016. 236 с.

16. Елькова Л.C. Личное здоровье в системе ценностных ориентаций студентов социального университета // Здоровье и образование в XXI веке: материалы 6 междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РУДН, 2005. С. 185–186.

17. Лопатин С.А., Байченко Л.А., Терентьев В.И., Белокурова Е.С., Борисова Л.М., Лопатина В.Ф. Здоровьесберегающие технологии — эффективные меры по сохранению и укреплению здоровья студентов вузов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 2. С. 51.

18. Кабачкова А.В., Капилевич Л.В. Мониторинг здоровья студентов вуза: организационные и методические проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 112–118. 19. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи // Казанский медицинский журнал. 2012. № 5. С. 792–795.

19. Абаскалова Н.П. Прогностическая оценка адаптационных возможностей студентов // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 17–20.

20. Агеев А.В., Простяков А.А., Водолажский Г.И. Повышение уровня двигательной активности студентов в вузе // Символ науки. 2015. № 3. С. 174–176.

21. Егоров В.Н., Грязева Е.Д. Парадигма комплексного исследования проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. № 3. С. 27–33.

22. Евдокимов В.И., Губина О.И., Попов В.И., Бочаров В.В., Тупицын Ю.Я., Жук С.П. Методика оценки психического здоровья и показатели адаптации студентов ВГМА // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2005. Т. 4, № 4. С. 457–460.

23. Петрова Т.Н., Колесникова Е.Н., Губина О.И. Оценка относительного вклада фактического питания студентов в формирование их здоровья // Прикладные информационные аспекты медицины. 2016. Т. 19, № 4. С. 50–54.

24. Амлаев К.Р., Зафирова В.Б., Степанова Е.В., Узденов И.М., Айбазов Р.У. Результаты изучения образа жизни и грамотности молодежи в вопросах здоровья // Профилактическая медицина. 2014. Т. 17, № 3. С. 40–44.

25. Никифорова В.А., Перцева Т.Г., Прохоренко Е.А., Никифорова А.А. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи в условиях экологического неблагополучия // Системы. Методы. Технологии. 2013. № 4. С. 192–196.

26. Карабинская О.А., Изатулин В.Г., Макаров О.А., Колесникова О.В., Калягин А.Н., Атаманюк А.Б. Факторы, влияющие на формирование образа жизни студентов медицинской образовательной организации высшего образования // Вестник Балтийской педагогической академии. 2015. № 117. С. 66–70.

27. Buse K., Waxman A. Public-private health partnerships: a strategy for WHO // Bulletin of the World Health Organization. 2001. Vol. 79, No. 8. Р. 748–754.

28. Медведкова Н.И., Илькевич К.Б., Нохрин М.Ю., Медведков В.Д. Зависимость коэффициента интеллекта от уровня двигательной активности первокурсников // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. № 2 (96). С. 102– 105.

29. Журавлева И.В., Иванова Л.Ю., Ивахненко Г.А. Студенты: поведенческие риски и ценностные ориентации в отношении здоровья // Вестник Института социологии. 2013. № 6. С. 112–129.

30. Кабачкова А.В., Фомченко В.В., Фролова Ю.С. Двигательная активность студенческой молодежи // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392. С. 175–178.

31. Грачев А.С., Крамской С.И., Скруг Д.А. Двигательная активность студентов технических специальностей с учетом их места жительства // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1, № 11. С. 50–52.

32. Фертикова Т.Е., Рогачев А.А. Оценка двигательной активности студентов ВУЗов г. Воронежа методом шагометрии в сравнительном аспекте // Материалы XXIII съезда Физиологического общества им. И.П.Павлова. Воронеж: Издательство «ИСТОКИ», 2017. С. 241–243.

33. Лебедева О.Д., Пичугина Н.Н. Оценка фактического питания современной учащейся молодежи // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. Т. 4, № 11. С. 1235–1236.

34. Семенова Н.В., Блинова Е.Г., Ляпин В.А. Влияние образа жизни студентов вузов на пищевое поведение с учетом гендерных особенностей // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2 (51). С. 54–58.

35. Блинова Е.Г., Акимова И.С., Богунова О.С., Демакова Л.В. Состав тела и пищевое поведение студентов // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94, № 8. С. 45–48.

36. Gajewska M., Ignar-Golinowska B. Evaluation of students’ nutrition in Poland based on the data for the year 2001 gathered by the Sanitary-Epidemiological Stations // Rocz. Panstw. Zakl. Hig. 2003. Vol. 54, No. 2. Р. 183–196.

37. Лопатин С.А., Чернова С.В. Факторы риска ухудшения здоровья студентов, связанные с организацией питания // Вестник индустрии гостеприимства: международный научный сборник. СПб.: СПбГЭУ, 2016. Вып. 1. С. 72–79.

38. Карабинская О.А., Изатулин В.Г., Макаров О.А., Колесникова О.В., Калягин А.Н., Атаманюк А.Б. Основные проблемы питания студентов в связи с их образом жизни // Сибирский медицинский журнал. 2011. Т. 103, № 4. С. 122–124.

39. Османов Э.М., Ронжина Г.П., Дорофеева Е.А., Пышкина А.С. Проблемы питания современного студента // Вестник Тамбовского университета. 2010. Т. 15, № 2. С. 685–687

40. Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Опыт организации здоровьесберегающей образовательной среды в вузе // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014. № 58. С. 23–29.

41. Зайцев А.Г. Формирование здорового образа жизни молодого поколения // Общественное здоровье и здравоохранение. 2005. № 1. С. 54–55.

42. El Ansari W. Students’ satisfaction with their health and social care educational programmes: qualitative findings from the UK // East Mediterr. Health J. 2007. Vol. 13, No. 4, рр. 925–938.

43. Фертикова Т.Е., Друганова Л.П. Здоровьесбережение в ВУЗах посредством информационно-компьютерных технологий // Информатика: проблемы, методология, технологии: материалы VII Междунар. школы-конф. «Информатика в образовании». Воронеж, 2016. С. 757–761.


Для цитирования:


Фертикова Т.Е. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ВУЗОВ РОССИИ. Морская медицина. 2019;5(2):34-44. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2019-5-2-34-44

For citation:


Fertikova T.E. STATE OF STUDENTS HEALTH AND HEALTHSAVING TECHNOLOGIES: REGIONAL EXPERIENCE OF RUSSIAN UNIVERSITIES. Marine Medicine. 2019;5(2):34-44. (In Russ.) https://doi.org/10.22328/2413-5747-2019-5-2-34-44

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-5747 (Print)
ISSN 2587-7828 (Online)