Features of doctors training for navy in modern conditions: retrospective study
- Authors: Luchnikov E.A.1, Chernikov O.G.1, Kupriyanov S.A.1, Minaev N.V.2, Zakrevsky Y.N.3
-
Affiliations:
- Kirov Military Medical Academy
- Medical Service of Pacific Fleet
- Murmansk Arctic University
- Issue: Vol 9, No 4 (2023)
- Pages: 85-96
- Section: ORIGINAL ARTICLE
- Submitted: 13.03.2023
- Published: 15.12.2023
- URL: https://seamed.bmoc-spb.ru/jour/article/view/610
- DOI: https://doi.org/10.22328/2413-5747-2023-9-4-85-96
- EDN: https://elibrary.ru/TWSOVU
- ID: 610
Cite item
Full Text
Abstract
OBJECTIVE. To study features and issues of preparing future doctors for the Navy.
MATERIALS AND METHODS. There was analysis of reports on the results of the naval internship of cadets-trainees, undergoing practical training on surface ships and submarines, during the period of completing education in 2021-2022 and 2022-2023 school year in the Northern, Black-Sea and Baltic fleets. Report processing was carried out by the method of historical comparison, systemic and comparative analysis. There was a comparison of the preparation system for Navy doctors of the Russian Federation at different historical stages, economic component and level of medical specialists’ training.
RESULTS. It was found that surgical patients constitute more than 60 % of all cases of initial visits and 70 % of all evacuations on surface ships during the long voyage. Thus, surgical pathology is decisive in causes of morbidity and evacuation, being a limiting factor in medical support of the long voyage and requiring the organization of adequate qualified surgical aid directly on ships. Analysis of enhanced medical support on a ship long voyage in modern realities showed that with medical specialists it reaches almost 100 % as a consequence of staffing naval positions with specialists of the qualification “medical doctor”.
DISCUSSION. Due to the shortage of naval doctors with a surgical specialty, 5 options of the position substitution with “surgery” specialization were offered, based on the analysis of the system of training doctors for the Navy and in view of the changed regulatory framework in the preparation of medical specialists.
Full Text
Введение. Российский Флот более трех столетий стоит на страже морских рубежей страны, обеспечивая морскую деятельность государства и реализацию национальных интересов в Мировом океане. На протяжении столетий расширялись возможности применения флота, совершенствовалось его предназначение и задачи.
Современный Военно-Морской Флот (ВМФ) страны предназначен для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности на глобальном и региональном уровнях, отражения агрессии с морских и океанских направлений. Основными задачами отечественного флота в настоящее время является поддержание условий безопасности морской деятельности государства, обеспечение военно-морского присутствия, демонстрация флага и воинской силы в Мировом океане и другие направления, которые определяют формы применения сил флота в мирное и военное время.
В свою очередь, формы применения сил ВМФ РФ определяют особенности и специфику содержания его медицинского обеспечения. Рассматривая в историческом разрезе совершенствование задач, стоящих перед флотом, следует отметить, что на каждом историческом этапе существовали новые требования как к деятельности всей медицинской службы флота, так и к квалификации врача, диктуемые уровнем развития военного дела, медицинской науки и экономического состояния государства. Исторический анализ показывает, что эти явления взаимосвязаны. Так, флот в период своего зарождения являлся прибрежным, который не удалялся на большие расстояния от берега. Однако на кораблях, как, впрочем, и в сухопутных войсках, отмечалась высокая заболеваемость, что являлось серьезной угрозой боеспособности. В 1757 г. отдельная крейсерская эскадра адмирала Полянского во время плавания в Балтийском море в целях морской блокады Пруссии за полтора месяца, имея в составе экипажа 4200 человек и не проводя боевых столкновений с противником, потеряла 288 человек умершими, что составило 6,9 %.
В целом, Балтийский флот в условиях полного господства на море к сентябрю 1757 г. был выведен из строя и прекратил боевые действия, поскольку неудовлетворительная подготовка медицинской службы и недостаточный уровень развития медицины повлекли распространение болезней и высокую смертность. Цингой на кораблях парусного флота заболели около 1800 «морских служителей» (равнозначно одновременному выходу из строя экипажей трех линейных кораблей, в то время как весь Балтийский флот насчитывал 22 линейных корабля). Высокая заболеваемость и смертность были серьезной угрозой боеспособности флота. Ежегодно потери на флоте по причине заболеваемости и травматизма составляли до четверти личного состава. Уместно привести слова первого генерал-адмирала Российского Флота Ф. М. Апраксина: «Зело ужасает меня включенная роспись о умерших и больных солдатах, и от чего такой упадок учинился не можем рассудить…».
Тем не менее научно-технический прогресс не стоял на месте: в процессе развития флота шло становление и военно-морской медицины. Строились госпитальные школы, была основана Императорская военно-медицинская академия, совершенствовалась подготовка военно-морских врачей, которая к середине ХХ в. была систематизирована и полностью удовлетворяла потребностям флота. Большой вклад в развитие военно-морской медицины внесла Военно-морская медицинская академия, подготовив более 2 тыс. военно-морских врачей, а также военно-морские факультеты при Куйбышевском и Горьковском медицинских институтах.
Таким образом, на протяжении всего времени руководством и медицинской службой флота велся эмпирический поиск наиболее оптимальных форм организации медицинского обеспечения, которые позволили бы снизить заболеваемость личного состава кораблей и обеспечить соответствующую помощь в морском бою, а также совершенствовалась подготовка кадров для ВМФ [1, 2].
Основу современной системы подготовки флотских медицинских кадров составляют факультет подготовки врачей для ВМФ (4-й факультет) и военно-морские кафедры Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова (ВМедА), которые обладают высоким потенциалом для обучения медицинских специалистов и развития направлений военно-морской медицины. Актуальнейшим направлением является адаптация к современным реалиям и постоянное совершенствование требований к подготовке военно-морского врача, которые должны отвечать потребностям ВМФ РФ. Современная система обучения флотских врачей в рамках вариативной части учебного плана предусматривает получение специальных знаний, умений и навыков в процессе проведения общевойсковой подготовки, корабельной практики, практических и тактико-специальных занятий, командно-штабных учений, флотской стажировки.
В период обучения во ВМедА им. С. М. Кирова на факультете подготовки врачей для ВМФ курсанты выпускного 6-го курса, в соответствии с учебным планом, рабочей программой учебной дисциплины «Помощник врача амбулаторно-поликлинического комплекса (стажировка), специалитетом по специальности «лечебное дело в силах флота»» проходят учебную практику (флотскую стажировку) на надводных кораблях и подводных лодках ВМФ, которая организуется под руководством офицеров медицинской службы кораблей и руководителей стажировки от кафедры организации и тактики медицинской службы флота (ОТМС) с курсом тактики и боевых средств флота (ТБСФ) ВМедА им. С. М. Кирова1.
Стажировка является составной частью учебного процесса, обеспечивающего всестороннюю военно-профессиональную подготовку и воспитание курсантов, проводится в соответствии с федеральными законами, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации (РФ)2, приказами Министра обороны (МО) РФ3 и Главнокомандующего ВМФ4, указаниями начальника Главного военно-медицинского управления МО РФ и рекомендациями начальника Главного управления военно-учебных заведений МО РФ с целью формирования у курсантов высоких морально-боевых качеств; привития им твердых практических навыков по тактической, специальной, общей подготовке; умения обучать и воспитывать подчиненных; технически грамотно эксплуатировать вооружение, военную и медицинскую технику; правильно организовывать действия подчиненных и осуществлять руководство ими в сложной боевой обстановке, а также привития командирских качеств, умений и навыков. Одной из важнейших задач стажировки является воспитание у курсантов чувства гордости за принадлежность к ВМФ и его медицинской службе, любви к морю и флотской службе.
Основная цель флотской стажировки – приобретение курсантами выпускного курса навыков в самостоятельном исполнении должностных и специальных обязанностей начальника медицинской службы (НМС) надводного корабля (подводной лодки), подготовка к допуску к исполнению функциональных обязанностей по первичному должностному предназначению. Достижение целей флотской стажировки осуществляется в течение всего времени нахождения на кораблях (рис. 1).
Рис. 1. Курсанты 4-го факультета подготовки врачей для ВМФ РФ во время стажировки в дальнем походе на большом противолодочном корабле «Североморск» Северного флота
Fig. 1. Cadets of the 4th Faculty of Training of Doctors for the Navy during an internship on a long voyage to the «Severomorsk» big antisubmarine ship of the Northern Fleet
Практические навыки курсанты приобретают в процессе выполнения обязанностей дублера НМС в соответствии с повседневными и боевыми корабельными расписаниями, инструкциями и другими документами, регламентирующими деятельность медицинской службы корабля в предпоходовый период и во время боевой службы, отрабатывают повседневную и боевую документацию медицинской службы кораблей. Курсанты участвуют в медицинском обеспечении мероприятий учений, медицинских осмотрах легководолазов; обеспечивают водолазные спуски; контролируют санитарно-эпидемиологическое состояние жилых помещений, систем водоснабжения, продовольственно-пищевых блоков кораблей; производят осмотры личного состава декретированной группы.
Проекты планов прохождения флотской стажировки утверждаются начальниками штабов соответствующих флотов установленным порядком. Достижение целей и задач флотской стажировки осуществляется путем практических занятий руководителями стажировки (флагманскими врачами соединений, НМС кораблей).
Занятия по изучению повседневной и боевой организации надводного корабля (подводной лодки)5 и его медицинской службы, поста медицинской помощи (ПМП), организации оказания медицинской помощи на ПМП корабля в повседневных условиях, отработки боевой и повседневной документации медицинской службы корабля, организации медицинского снабжения, медицинского контроля состояния здоровья личного состава кораблей, выполнения лечебно-профилактических мероприятий на корабле, лечения больных в амбулаторно-поликлинических организациях и порядка направления больных на стационарное лечение в лечебные организации6, практические занятия по организации развертывания операционной на корабле для проведения полостной операции, работы ПМП корабля в условиях массового поступления раненых и больных, проведения медицинской сортировки, работы ПМП корабля в строгом противоэпидемическом режиме, оказания первой помощи на боевых постах, внутрикорабельной транспортировки и эвакуации раненых с корабля, проведения частичной и полной санитарной обработки раненым проводятся с курсантами на соответствующих надводных кораблях7 (подводных лодках)8.
Практические навыки курсанты приобретают в процессе выполнения обязанностей в соответствии с повседневными корабельными расписаниями, инструкциями и другими документами, регламентирующими деятельность корабля, дублирование обязанностей НМС корабля, проведение амбулаторного приема больных, телесных осмотров личного состава, оказание неотложной медицинской помощи больным, заполнение медицинской документации9, 10.
Флотская стажировка является важным заключительным этапом в закреплении знаний и умений, полученных курсантами в процессе обучения на кафедре ОТМС флота (с курсом ТБСФ) ВМедА им. С. М. Кирова, и формировании навыков, необходимых при исполнении первичной должности по предназначению после выпуска из академии.
Теоретические основы обучения предусматривают освоение тактических и специальных предметов, которые позволяет выпускникам успешно решать весь спектр задач, стоящих перед офицерами медицинской службы корабельных сил (рис. 2).
Рис.2. Курсанты ВМедА им С. М. Кирова на стажировке в походе отряда кораблей Северного флота Северным морским путем от Североморска до Берингова пролива через бухты Тикси, Эгвенкинот, Анадырь
Fig. 2. Cadets of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov on an internship during the voyage of a detachment of ships of the Northern Fleet along the Northern Sea Route from the city of Severomorsk to the Bering Strait through the bays of Tiksi, Egvenkinot, Anadyr
Но при этом, несмотря на корабельную направленность подготовки выпускников 4-го факультета, практика показывает, что только незначительная их часть (около 10–15 %) попадает служить в плавающий состав. Результаты распределения показывают, что в последние годы основная часть выпускников 6-го курса направляется в береговые части и сухопутные войска. Это связано с большими выпусками 4-го факультета в предшествующие три года и потребностью корабельных сил во врачах-хирургах, что обусловлено следующими причинами: во-первых, в мирное время – высокой вероятностью проведения полостных операций при выполнении задач дальнего похода, при этом в настоящее время происходит усиление врачебной бригадой специализированной медицинской помощи или как минимум хирургом; во-вторых, в военное время – высокой вероятностью поражения кораблей противником, и, как следствие, возникновение санитарных потерь преимущественно с хирургической патологией. Нельзя также не отметить невозможность усиления кораблей в военное время врачами-специалистами ввиду задействования их на других этапах медицинской помощи вследствие большого числа раненых в ходе проведения сухопутных операций. Следовательно, можно предположить, что усиление корабельных сил ВМФ врачами-специалистами в этих условиях будет сложно, поэтому корабельный врач будет выполнять установленный объем медицинской помощи в условиях полной автономности.
Дальнейшее развитие медицины в общемировом тренде и в нашей стране, включая военную и военно-морскую медицину, идет по пути специализации медицинского персонала. И система подготовки военно-морских врачей подразумевает их обучение в течение 6 лет по специальности «лечебное дело в силах флота» и дальнейшую подготовку по выбранной специальности в ординатуре (рис. 3).
Рис. 3. Система подготовки военно-морских врачей
Fig. 3. The system of training naval doctors
Рассматривая квалификацию корабельных врачей, следует отметить, что в настоящее время после отмены интернатуры получила распространение практика назначения на первичные должности выпускников ВМедА им. С. М. Кирова, военных учебных центров Тихоокеанского и Ростовского государственных медицинских университетов с квалификацией «врач-лечебник» (врач-терапевт участковый) – т. е. врачей терапевтического профиля. В современных условиях врачи указанной квалификации занимают более половины должностей НМС на надводных кораблях и почти пятую часть этих должностей – на подводных лодках.
Цель. Исследовать особенности и проблемные вопросы подготовки будущих врачей для ВМФ.
Материалы и методы. Исследование было проведено в период завершения летнего обучения 2021–2022 и 2022–2023 учебных годов на Северном, Черноморском и Балтийском флотах в процессе учебной практики курсантов-стажеров на надводных кораблях и подводных лодках и позже при обработке методами исторического сопоставления систем подготовки врачей для ВМФ в нашей стране на разных исторических этапах, системного и сравнительного анализов экономической составляющей и уровня подготовки специалистов медицинской службы профессорско-преподавательским составом кафедры ОТМС флота с курсом ТБСФ ВМедА им. С. М. Кирова, а также отчетов о проведении флотской стажировки курсантов 6-го курса факультета подготовки врачей для ВМФ академии11,12.
Результаты. В ходе научных работ, проведенных на кафедре ОТМС флота (с курсом ТБСФ) ВМедА им. С. М. Кирова, установлено, что пациенты хирургического профиля на надводных кораблях во время дальних походов составляют более 60 % всех случаев первичных обращений и 70 % всех эвакуаций. Следовательно, хирургическая патология является определяющей в причинах заболеваемости и эвакуации, что является лимитирующим фактором в медицинском обеспечении дальних походов и требует организации адекватной квалифицированной хирургической помощи непосредственно на кораблях (рис. 4).
Рис. 4. Структура заболеваемости в дальних походах, %
Fig. 4. Thestructure o fmorbidity in long-distancehikes, %
Анализ медицинского усиления кораблей в современных реалиях в период дальних походов показал, что укрепление их врачами-специалистами достигает почти 100 %, что является следствием комплектования корабельных должностей специалистами с квалификацией «врач-лечебник». При этом штатных сил усиления – корабельных групп специализированной медицинской помощи (КГСМП) военно-морских клинических госпиталей (ВМКГ) – недостаточно для обеспечения всех дальних походов, что ведет к привлечению специалистов отделений ВМКГ и, как следствие, снижению лечебно-диагностических возможностей госпиталя.
Обсуждение. Учитывая современную систему подготовки врачей для ВМФ, варианты комплектования должностей НМС надводных кораблей и подводных лодок флота в современных условиях нам представляются следующими [3, 4].
Вариант № 1. Комплектование должностей НМС кораблей выпускниками клинической ординатуры по специальности «хирургия». В этом случае не требуется изменять организационно-штатную структуру медицинской службы: комплектование будет осуществляться по единой военно-учетной специальности (ВУС), отпадает необходимость усиления врачом-хирургом. При этом имеются и значительные минусы: срок подготовки специалиста составляет 8 лет; ориентировочная стоимость обучения – около 6 млн руб.; деятельность на корабле врача, подготовленного по специальности «хирургия», является неэффективным использованием ресурса вследствие утраты практических навыков в результате отсутствия специальной хирургической активности, по сути – профессиональной деградации (как показывает практика, на флоте операционная деятельность и дежурства в госпитале для НМС практически нереальны); слабая мотивация специалиста для исполнения должности НМС корабля вследствие отсутствия перспективы продвижения по специальности «хирургия».
Вариант № 2. Комплектование должностей НМС кораблей врачами с квалификацией «врач-лечебник», что имеет следующие положительные стороны: длительность обучения специалистов уже 6 лет; стоимость их обучения составляет порядка 3,5 млн. руб.; обучение в ординатуре после службы в войсковом звене доступно по всему спектру медицинских специальностей. Отрицательная сторона комплектования должностей корабельных врачей врачами-лечебниками – необходимость усиления медицинской службы этих кораблей при каждом выходе в море.
Вариант № 3. Смешанная система комплектования корабельных соединений как врачами-лечебниками, так и врачами-хирургами в соотношении 50/50. В таком случае у командования соединениями и медицинской службы появляется возможность маневра силами внутри соединения, имеющего в своем составе, как правило, 4–6 корпусов в зависимости от условий обстановки. При этом на Флоте отсутствует переизбыток врачей-хирургов, а для врачей-лечебников появляется мотивация для дальнейшей службы и поступления в ординатуру.
Вариант № 4. Возможно укрупнение КГСМП за счет слияния нескольких подразделений в один отряд – корабельный (судовой) отряд специализированной медицинской помощи (К(с)ОСМП), и, как следствие, повышение штатно-должностных категорий военнослужащих. При этом, по возможности следует рассмотреть дополнительное увеличение штата К(с)ОСМП.
Вариант № 5. С появлением по плану Минздрава РФ в ближайшем будущем дискретной ординатуры следует проработать механизм направления на корабельные силы врачей-хирургов после первого года обучения в ординатуре, имеющих навыки для оказания хирургической помощи в амбулаторно-поликлиническом звене. Данная система должна подразумевать ротацию НМС после прохождения службы на корабельных соединениях в течение 2–3 лет с последующим «доучиванием» и возвращением на корабль для «дослуживания» в течение 2–3 лет.
Необходимо отметить, что в 2021 г. было осуществлено повышение денежного довольствия плавсоставу надводных кораблей и подводных лодок ВМФ, что позволило значительно сократить текучесть кадров и повысить престиж службы в плавсоставе, в том числе военнослужащих по контракту медицинской службы. Как итог – отсутствие проблем с комплектованием указанных должностей на флотах, особенно на Северном и Тихоокеанском. Казалось бы, тяжелые климатогеографические условия на Северном флоте и Камчатском районе базирования Тихоокеанского флота должны отрицательно влиять на желание выпускников ВМедА им. С. М. Кирова проходить службу именно в этих регионах, однако на самом деле наблюдается обратный эффект и самый низкий процент вакантных должностей. Это обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, такими как бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно, продовольственный паек, льготный срок службы (1 год за 1,5 и 1 год за 2 соответственно) и денежным довольствием, учитывающим районные коэффициенты и полярные надбавки.
Так, возьмем для сравнения денежное довольствие выпускника ВМедА им. С. М. Кирова без надбавки за выполнение уровня физической подготовленности в первый год службы и через 3 года: командир медицинского взвода (12 тарифный разряд) и НМС надводного корабля (13 тарифный разряд)). Наименьшее денежное довольствие в 52 тыс. руб. будет у лейтенанта медицинской службы, проходящего службу на Балтийском и Черноморском флотах. При этом через 3 года оно вырастет незначительно, в то время как на Северном флоте и в Камчатском районе базирования Тихоокеанского флота денежное довольствие увеличится почти в 2 раза, особенно у выпускников, служащих на атомных подводных лодках, где после всех «полярок» оно достигнет почти 200 тыс. руб. (см. таблицу).
Таблица
Сравнение денежного довольствия выпускников – офицеров медицинской службы в зависимости от региона службы и категории воинской части, руб.
Table
Comparison of the salary of graduates-officers of the medical service, depending on the region of service and the category of military unit, rub.
Балтийский и Черноморский флоты | Северный флот | Тихоокеанский флот | |||||
надводные корабли | береговые войска | надводные корабли | береговые войска | атомные подводные лодки | надводные корабли | береговые войска | атомные подводные лодки |
В начале службы | |||||||
82 299 | 52 108 | 102 900 | 69 702 | 128 017 | 102 900 | 69 702 | 137 289 |
Через три года службы | |||||||
84 710 | 52 842 | 149 249 | 88 289 | 183 963 | 106 223 | 70 676 | 197 697 |
20 декабря 2022 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 2351 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353», в котором определено, что к медицинской деятельности на должностях врачей-хирургов, врачей-реаниматологов и врачей-травматологов могут быть допущены лица, имеющие аккредитацию по специальности «лечебное дело» и прошедшие обучение по дополнительной профессиональной программе (не менее 1296 ч) по соответствующей специальности. Для ВМФ это актуальный документ, позволяющий корабельным врачам пройти первичную специализацию по специальности «хирургия». В настоящее время обсуждается очно-заочная форма обучения, при которой врачи прибывают во ВМедА им. С. М. Кирова, оформляются на обучение, получают индивидуальные задания, убывают к месту службы для отработки их под руководством главного хирурга соответствующего флота, далее во ВМедА им. С.М. Кирова очно проходят обучение в объеме 504 ч, после чего осуществляется процедура аккредитации. Также руководством медицинской службы страны принято адекватное в условиях ведения специальной военной операции решение о сокращении срока обучения до одного года ординаторов из числа выпускников ВМедА им. С. М. Кирова, сразу же поступивших в ординатуру по специальности «хирургия».
Учитывая отсутствие выпуска врачей для флота в 2014–2018 гг., а затем компенсацию этого недостатка большим выпуском в 2019 г., следует отметить достаточную укомплектованность врачами корабельного звена на флотах. Тем не менее существующий набор абитуриентов на 4-й факультет ВМедА им. С. М. Кирова чрезвычайно мал, он даже меньше, чем в военных учебных центрах. Для создания цикличного замещения должностей НМС корабельного звена необходимо производить набор на 4-й факультет ВМедА им. С. М. Кирова не менее 30 человек, учитывая такие понятные причины, как естественное отчисление курсантов по состоянию здоровья, по неуспеваемости, нежеланию проходить службу и другие. Тем самым можно планово замещать общую потребность в офицерах медицинской службы плавсостава.
Заключение. На протяжении всей истории система подготовки военно-морских врачей для флота менялась в соответствии с требованиями времени, потребностями и возможностями флота и государства в медицинских специалистах. В настоящее время подготовка военно-морских врачей определяется требованиями заказчика и формируется в рамках федерального государственного образовательного стандарта, при этом дальнейшая деятельность медицинских работников основывается на требованиях федерального законодательства и иных нормативно-правовых документах. Опыт изучения войн и вооруженных конфликтов определяет потребность именно в квалифицированных специалистах, прежде всего, хирургического профиля. Особенно это касается врачей корабельного состава, которым в условиях боевых действий придется выполнять задачи в условиях автономности и значительного отрыва от береговых этапов медицинской эвакуации. Возможности осуществлять усиление за счет КГСМП, скорее всего, не будет, так как все основные силы, в том числе КГСМП, будут задействованы для осуществления лечебно-эвакуационных мероприятий на сухопутных группировках, ввиду значительных санитарных потерь в условиях современных боевых действий.
Учитывая вызовы, которые формирует современная геополитическая обстановка и нарастание конфронтации России с западными державами практически во всех сферах, следует предполагать, что военные конфликты в ближайшем будущем также будут неизбежны. Это и должно предопределять стратегию поэтапной подготовки, становления военно-морского врача и формирование его как специалиста.
К сожалению, после отмены интернатуры на флот стали приходить выпускники, имеющие специализацию «врач-терапевт участковый», что в принципе не соответствует требованиям, предъявляемым к корабельному врачу, который должен быть универсалом и, прежде всего, уметь самостоятельно оказать любой вид помощи в условиях автономного плавания корабля. Отмена интернатуры в России была направлена на привлечение в первичное звено молодых специалистов, но это отрицательно отразилось на военной медицине, в частности, военно-морской медицине.
В современных условиях, по мнению руководящего состава медицинских служб флотов, профессорско-преподавательского состава кафедры ОТМС флота (с курсом ТБСФ) ВМедА им. С. М. Кирова, подготовка военно-морских врачей должна иметь вертикально выстроенную систему, обеспечивающую преемственность на всех уровнях прохождения службы на ВМФ РФ.
В настоящее время командование и руководство медицинской службы флотов отмечают низкий уровень не только специальной подготовки выпускников ВМедА им. С. М. Кирова, но и довольно низкий уровень мотивации их к дальнейшей службе, и это обусловлено множеством факторов. Следовательно, в ходе подготовки будущих военно-морских врачей, помимо непосредственно формирования у них знаний, умений и навыков, следует прививать им любовь к Родине и ВМФ в рамках проведения с ними воспитательной работы, а также реализовывать стратегию их становления в должности НМС корабля: осуществлять психологическую подготовку выпускников к будущей профессиональной деятельности и психологически поддерживать их в ходе самой службы. При этом руководство медицинской службы флотов должно определять для флотских врачей направление их движения по карьерной лестнице, давая им возможность планировать свой жизненный путь.
1 Сборник типовых форм планирующих документов и учебно-методических материалов. СПб.: ВМедА им. С. М. Кирова, 2018. 101 с.
2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 95 – 2016 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)».
3 Приказ МО РФ № 308 – 2022 г. «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.07.2022 г. № 69138).
4 Приказ Главнокомандующего ВМФ № 10 – 2003 г. «Об утверждении Руководства о проведении практики и стажировки». М.: ГШ ВМФ, 2003.
5 Приказ Главнокомандующего ВМФ № 10 – 2003 г. «Об утверждении Руководства о проведении практики и стажировки». М.: ГШ ВМФ, 2003.
6 Правила медицинских служб кораблей ВМФ (ПМС-2020): методические указания, утверждены начальником ГВМУ МО РФ. М.: ГВМУ МО РФ, 2020. 116 с.
7 Правила подготовки медицинских служб надводных кораблей (ППМС НК – 2017), утверждены ГК ВМФ. СПб: Воен.-мед. акад., 2017.
8 Правила подготовки медицинских служб подводных лодок (ППМС ПЛ – 2018), утверждены ГК ВМФ. СПб: Воен.-мед. акад., 2018.
9 Приказ МО РФ № 285–2021 г. «Об установлении порядка прохождения военнослужащими ВС РФ медицинских осмотров и диспансеризации».
10 Приказ МО РФ № 440–2022 г. «Об утверждении методических рекомендаций по организации диспансеризации и медицинских осмотров военнослужащих ВС РФ».
11 Рабочая программа учебной дисциплины Б.2.Б.02.01.02(п) «Помощник врача амбулаторно-поликлинического комплекса (стажировка), специалитет по специальности 31.05.01 «Лечебное дело в силах флота». СПб.: ВМедА, 2016.
12 Руководство по образовательной и методической деятельности. – СПб.: ВМедА им. С.М. Кирова, 2018. – 136 с.
About the authors
Eduard A. Luchnikov
Kirov Military Medical Academy
Author for correspondence.
Email: luchnikov.08@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4653-9784
SPIN-code: 5181-5910
Сand. of Sci. (Med.), associate professor, associate professor of the department of organization and tactics of the medical service of the fleet (with a course in tactics and combat weapons of the fleet)
Russian Federation, St. PetersburgOleg G. Chernikov
Kirov Military Medical Academy
Email: o.chernikov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6871-7767
SPIN-code: 3375-9010
Сand. of Sci. (Med.), associate professor, head of the department of organization and tactics of the medical service of the fleet (with a course in tactics and combat weapons of the fleet)
Russian Federation, St. PetersburgSergey A. Kupriyanov
Kirov Military Medical Academy
Email: ksa-0381@mail.ru
SPIN-code: 1768-2257
Сand. of Sci. (Med.), senior lecturer of the department of organization and tactics of the medical service of the fleet (with a course of tactics and combat weapons of the fleet)
Russian Federation, St. PetersburgNikolay V. Minaev
Medical Service of Pacific Fleet
Email: minaevnkvl@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-9230-6549
head of the medical service of the Pacific Fleet
Russian Federation, VladivostokYuri N. Zakrevsky
Murmansk Arctic University
Email: zakrev.sever@bk.ru
Dr. of Sci. (Med.), Professor
Russian Federation, MurmanskReferences
- Плескач В. В., Шугушев А. Ю., Шрамко С. А. Вопросы подготовки врачей подводных лодок Военно-морского флота // Материалы XIII научно-практической конференции «Актуальные вопросы медицинского обеспечения военнослужащих в условиях Крайнего Севера», посвящённой 70-летию со дня образования госпиталя Беломорской военно-морской базы Северного флота– Северодвинск, 2023. С. 93–95 [Pleskach V. V., Shugushev A. Yu, Shramko S. A. Questions of training doctors of the Navy // Materials of the XIII scientific and practical conference «Topical issues of medical support for military personnel in the conditions of the Far North», dedicated to the 70th anniversary of the establishment of the hospital of the White Sea Naval Base of the Northern Fleet - Severodvinsk, 2023, pp. 82–86 (In Russ.)].
- Мосягин И. Г. и др. Организация и тактика медицинской службы Военно-Морского Флота. Санкт-Петербург: Балтийский медицинский образовательный центр. 2021. 238 с. [Mosyagin I. G., et al. Organization and tactics of the medical service of the Navy. St. Petersburg: Baltic Medical Educational Center, 2021. 238 p. (InRuss.)].
- Соловьёв И. А., Балюра О. В. Оказание хирургической помощи на кораблях в Военно-морском флоте в море // Известия Российской военно-медицинской академии. 2017. Т. 36, № 3. С. 24–27 [Solov’ev I. A., Balyura O. V. Rendering surgical care on ships in the Navy at sea. Proceedings of the Russian Military Medical Academy, 2017, Vol. 36, No. 3, pp. 24–27. (In Russ.)].
- Дурандин А. А., Плескач В. В. Совершенствование хирургической подготовки начальников медицинских служб подводных лодок в условиях гарнизонных госпиталей // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. 2017. Т. 37, № 1. С. 145-147 [Durandin A.A., Pleskach V.V. Improvement of surgical training of heads of medical services of submarines in conditions of garrison hospitals // Bulletin of the Northern State Medical University. 2017. Vol. 37, No. 1, pp. 145–147 (In Russ.)].
- Закревский Ю. Н., Шевченко А. Г., Кузнецов С. А., Архангельский Д. А., Сердюк В. И., Жданов А. А. Опыт медицинского обеспечения учения межвидовой группировки сил (войск) в Арктике // Военно-медицинский журнал. 2018. № 8. С. 93–96 [Zakrevsky Yu. N., Shevchenko A. G., Kuznetsov S. A., Arkhangelsky D. A., Serdyuk V. I., Zhdanov A. A. Experience in medical support for exercises of an interspecific group of forces (troops) in the Arctic // Military Medical Journal, 2018, No. 8, pp. 93–96 (In Russ.)].