Dymanics of processes of psychological adaptation to educational process in students of humanities university: retrospective study
- Authors: Kolchev A.I.1, Martirosyan A.M.2, Stepkina E.K.3, Barazenko K.V.1, Kolcheva Y.A.4, Apchel V.Y.1,5, Dnov K.V.1, Yatmanov A.N.1
-
Affiliations:
- Military Medical Academy
- Institute of Medical Education of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
- North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov
- Federal Scientific and Educational Centre of Medical and Social Expertise and Rehabilitation named after G.A. Albercht
- Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen
- Issue: Vol 10, No 3 (2024)
- Pages: 57-65
- Section: ORIGINAL ARTICLE
- Submitted: 27.09.2024
- Accepted: 27.09.2024
- Published: 27.09.2024
- URL: https://seamed.bmoc-spb.ru/jour/article/view/748
- DOI: https://doi.org/10.22328/2413-5747-2024-10-3-57-65
- ID: 748
Cite item
Full Text
Abstract
OBJECTIVE. Study the dynamics of the processes of psychological adaptation to the educational process in student of Humanities University.
MATERIALS AND METHODS. There was screening of 90 people, aged 17-21, who entered their first year at Humanities University. Monitoring was performed annually for 4 years of study. Research methods: questionnaire, shortened multiphasic personality inventory (MMPI) in the adaptation by V. P. Zaytsev and V. N. Kozyula (1981), Accentuated radical questionnaire (B. V. Ovchinnikov, I. V. Tyuryapina, 2016), Leonhard personality questionnaire.
RESULTS. It was found that about half of the screened named the desire to become an expert in the chosen sphere as the main reason for enrolling at a higher educational institute. In our trial 73 people (82 %) reached the final year of study. Depending on the year of study, it should be underlined that the most frequent reason for expulsion in the first year was reluctance to continue their education, which gradually decreased with each year as well as exclusion due to low performance; expulsion for disciplinary offences increased in the second year of study. The analysis of accentuated radicals, obtained from students, shows that Humanities Universities are dominated by the number of students with hyperthymic type and their number increases over time, with a simultaneous reduction in hypothymic personal manifestations. The predictor of the student’s expulsion was a combination of indicators: the motivation to become an expert, the number of absences, personal radicals – psychasthenic and hyperthymic one. Yet, the psychasthenic personal radical is significantly more expressed in the expelled students, and they have significantly more absences. The graduated students have more expressed hyperthymic personal radical and they have a significantly higher motivation to become experts in the chosen sphere.
DISCUSSION. The research results support the view of other scientists on a transformation of personal characteristics in the process of activity. It is shown that в Humanities Universities are dominated by student with hyperthymic personal radicals and their number increase over time that may be explained by conditional desire of character traits, peculiar to “hyperthym”: activity, sociability, vitality, rapid adaptation to changing conditions, etc. Psychasthenic personal radical has a decreasing tendency during the course of study that might be caused by a reduction in the general level of anxiety, which was increased in this type of personality during the period of adaptation to the new learning environment. It is also possible that students with the leading psychasthenic radical had failed to adapt to studying at the university and were expelled.
CONCLUSION. The main factors, affecting professional orientation and success of learning activity, are personality’s motivational attitudes. There is a natural dropout rate of students with certain personality traits, preventing successful adaptation in the group in the educational process.
Full Text
Введение. Качество усвоения учебного материала и практических навыков в процессе обучения в высшем учебном заведении в значительной степени определяется адаптационным потенциалом личности студента, процессами поддержания нервно-психической устойчивости [1]. При этом под адаптационным потенциалом понимается «способность скрытых возможностей человека включаться в новые меняющиеся условия окружающей среды» [2]. С. Т. Посохова (2001) подчеркивала, что адаптационный потенциал является «интегральным образованием, которое объединяет социально-психологические, психические, биологические свойства, актуализируемые личностью с целью создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности»1. Современные реалии предъявляют значительные требования к адаптационным способностям человека, поскольку от степени адаптированности зависит успешность его деятельности [3, 4]. Многие первокурсники в первые месяцы обучения испытывают большие трудности в самоорганизации учебной деятельности, не знают основ научной организации труда, имеют слабую мотивацию, не умеют работать автономно. Отмечается низкий уровень качества самостоятельной учебной работы [5]. В этой связи особую актуальность приобретает разработка методов прогнозирования успешности обучения в высших учебных заведениях и более раннее выявление индивидуально-личностных особенностей обучающихся, которые могут в дальнейшем привести к затруднениям в усвоении нового учебного материала. Актуальность данной темы определяется и высокими требованиями, которые предъявляются в современных условиях к морально-психологическому состоянию студентов высших учебных заведений [6].
Как известно, затруднения в адаптации к новым условиям деятельности могут проявляться в самых различных сферах, например, в деятельностной или коммуникативной сферах, а также в снижении уровня здоровья и нарушениях учебной дисциплины [7]. Вместе с тем опыт позволяет утверждать, что своевременное оказание психологической помощи обучающимся, испытывающим затруднения в профессиональной адаптации, позволяет купировать многие негативные явления и тенденции, способствует повышению успеваемости и сокращению отчисляемых из учебных заведений [8].
Цель. Изучить динамику процессов психологической адаптации к учебному процессу у студентов гуманитарного вуза.
Материалы и методы. Проведено обследование четырех учебных групп в составе 90 человек в возрасте от 17 лет до 21 года (средний возраст составил 19 лет), поступивших на первый курс гуманитарного вуза. Наблюдение выполняли ежегодно на протяжении 4 лет обучения. Из всей совокупности первоначально обследуемого контингента до выпускного курса доучились 73 человека. Состав студентов был распределен следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Распределение обследованного контингента
Table 1
Distribution of the surveyed population
Курс обучения | |||||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | ||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % |
90 | 100,0 | 79 | 87,8 | 76 | 84,4 | 73 | 81,1 |
Использовано анкетирование с помощью сокращенного метода обследования личности (СМОЛ) в адаптации В. П. Зайцева и В. Н. Козюли (1981), опросника акцентуированных радикалов (Б. В. Овчинников, И. В. Тюряпина, 2016), личностного опросника К. Леонгарда [9]. Проанализирована успешность обучения: средний балл, количество пропусков занятий.
Статистическую обработку данных исследования выполняли с помощью программных пакетов Microsoft Excel 2010 и Statistica 10.0. Результат был представлен в виде процентных соотношений. Для оценки значимости различий между двумя группами номинальных признаков использовали Хи-квадрат Пирсона и точный критерий Фишера (при выборке меньше пяти). Математическое моделирование прогноза отчисления студента проводили с применением дискриминантного анализа. Качество модели оценивали с помощью оценки прогностической способности, точности, чувствительности и специфичности.
Наличие высокой мотивации к учебе лежит в основе успешной адаптации к новым условиям деятельности и, как следствие, благополучного психологического состояния обучаемых. При изучении мотивации абитуриентов было обнаружено, что 47,8 % обследованных основной причиной поступления в высшее учебное заведение назвали желание стать специалистом в выбранной области; получить просто высшее образование решили 26,7 % студентов; личностный рост, самореализация, новые знакомства назвали 11,1 % поступивших; 8,9 % обследованных заявили, что поступили в вуз по настоянию родителей; другие причины поступления указали 5,5 % опрошенных.
В процессе исследования изучены основные причины отчисления студентов. В соответствии с определением ВОЗ понятие психического здоровья включает осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе и своей собственной психической продукции и ее результатам; соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Из этого следует, что понятие психологической адаптации тесно связано с понятием психического здоровья и является его неотъемлемой составляющей. Поэтому особое внимание уделено изучению структуры причин отчисления в зависимости от курса обучения. Уровень отчисляемости рассматривался как интегральный показатель социальной и психологической адаптации. Основные причины отчисления в зависимости от курса обучения представлены в табл. 2.
Таблица 2
Причины отчисления из вуза, %
Table 2
Reasons for expulsion from the university, %
Причины отчисления | Курс обучения | Весь период обучения | |||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | ||
Нежелание учиться | 23,5 | 5,9 | 5,9 | 0,0 | 35,3 |
Нарушения учебной дисциплины | 5,9 | 17,6 | 5,9 | 0,0 | 29,4 |
Низкая успеваемость | 11,8 | 5,9 | 0,0 | 0,0 | 17,7 |
Состояние здоровья | 11,8 | 0,0 | 0,0 | 11,8 | 23,6 |
Обнаружены закономерности. В частности, такая причина, как нежелание продолжать обучение, наиболее актуальна на первом году обучения (23,5 % от общего числа отчисленных) и встречается все реже с каждым последующим курсом, совершенно исчезая в выпускном курсе, что объясняется естественным отсевом лиц, не способных адаптироваться к учебному процессу, соблюдению жестко регламентированного распорядка дня. Отчисление из-за дисциплинарных проступков повышается на втором курсе обучения, что, по всей видимости, связано с исчезновением (по сравнению с первым годом) фактора незнакомой среды. Отчисление в связи с низкой успеваемостью постепенно снижается с каждым курсом, что также связано со своеобразным «естественным отбором»: уходом на более ранних курсах студентов, не способных усвоить учебную программу в необходимом объеме.
В ходе исследования при рассмотрении типов акцентуаций за основу взята классификация акцентуированных радикалов Б. В. Овчинникова (2009) [6]. В данной классификации базисные личностные радикалы соответствуют восьми общепринятым акцентуациям характера, а также сопоставимы со шкалами методики СМОЛ. Акцентуации характера (по А. Е. Личко) являются крайним вариантом нормы психического здоровья человека и делают его избирательно уязвимым к определенным психотравмирующим воздействиям [10]. Выраженные акцентуации формируют преморбидный фон, который, в свою очередь, может затруднить процессы социально-психологической адаптации и привести к нарушению психического здоровья. Поэтому информативным оказался анализ структуры выявленных акцентуированных личностных радикалов в начальный период (1-й курс) и на этапе окончания обучения в вузе (4-й курс). Данные по наиболее выраженным акцентуированным радикалам представлены в табл. 3.
Таблица 3
Ведущие акцентированные личностные радикалы у студентов в различные периоды обучения, %
Table 3
Leading accentuated personal radicals among students at different periods of study, %
Тип акцентуаций характера | Курс обучения | |
1-й | 4-й | |
Эксплозивный | 11,1 | 12,2 |
Паранойяльный | 3,3 | 4,0 |
Гипертимический | 20,0 | 39,2** |
Истерический | 13,3 | 16,2 |
Шизоидный | 5,5 | 6,7 |
Психастенический | 16,7 | 8,1* |
Гипотимический | 17,7 | 10,8* |
Астенический | 12,2 | 23,0** |
Примечание: * – достоверность различий, р < 0,05; ** – достоверность различий р < 0,01
Note: * – significance of differences, p < 0.05; ** – significance of differences, p < 0.01
При проведении дискриминантного анализа методом «вперед пошагово» получена модель прогноза отчисления студента: Лямбда Уилкса: 0,72938 прибл. F (4,680) = 7,334, p < 0,01 и определены дискриминантные переменные (табл. 4).
Таблица 4
Дискриминантные переменные
Table 4
Discriminant Variables
Показатель | Уилкса Лямбда | Частная Лямбда | F-исключ. (1,72) | p-уров. | Толер. | 1-толер. (R-кв.) |
Мотивация стать специалистом | 0,8484 | 0,7800 | 8,9010 | 0,002 | 0,6765 | 0,3235 |
Психастенический | 0,7308 | 0,7879 | 6,3220 | 0,04 | 0,9400 | 0,0600 |
Пропуск занятий | 0,8484 | 0,7799 | 8,9341 | 0,002 | 0,5075 | 0,4925 |
Гипертимический | 0,7279 | 0,7909 | 5,2228 | 0,046 | 0,5092 | 0,4908 |
Выявлено, что предиктором отчисления студента является сочетание показателей: мотивация стать специалистом (МотСп), количество пропусков занятий (ПрЗ), личностные радикалы – психастенический (П) и гипертимический (Г). При этом у отчисленных студентов достоверно более выражен психастенический личностный радикал, у них достоверно больше пропусков занятий; у завершивших обучение студентов достоверно более выражен гипертимический личностный радикал, у них достоверно выше мотивация стать специалистом в выбранной области (табл. 5).
Таблица 5
Сравнительный анализ дискриминантных переменных, М (s)
Table 5
Comparative analysis of discriminant variables, M (s)
Показатель | Обучение, n = 74 | Отчисление, n = 16 |
Мотивация стать специалистом | 0,6 (0,3) | 0,3 (0,2)* |
Психастенический | 2,8 (1,4) | 4,6 (1,8)* |
Пропуск занятий | 15,8 (4,9) | 36,4 (15,7)* |
Гипертимический | 5,1 (1,9) | 3,4 (1,6)* |
Примечание: * – р < 0,05
Note: * – p < 0,05
Компоненты классификационных функций: переменные и коэффициенты при переменных, константы двух ЛКФ для определения прогноза психологической устойчивости курсанта представлены в табл. 6.
Таблица 6
Классификационные функции для определения прогноза отчисления студента
Table 6
Classification functions for determining the student’s expulsion forecast
Показатель | Коэффициент | |
ЛКФ-1 (обучение) | ЛКФ-2 (отчисление) | |
Мотивация стать специалистом | 4,8 | 2,3 |
Психастенический | 1,4 | 1,9 |
Пропуск занятий | 0,74 | 0,82 |
Гипертимический | 2,1 | 1,8 |
Константа | -25,6 | -26,4 |
Дискриминантная модель прогноза отчисления студента имеет прогностическую способность – 83 %, точность – 0,55, чувствительность – 0,65, специфичность – 0,88 (табл. 7).
Таблица 7
Точность распознавания прогноза отчисления студента (базовый расчет)
Table 7
Recognition accuracy of student expulsion forecast (basic calculation)
Прогноз | Точность распознавания, % | Число обследованных, абс. | |
обучение | отчисление | ||
Обучение | 86,49 | 64 | 9 |
Отчисление | 68,75 | 6 | 11 |
Всего | 83,33 | 72 | 19 |
Алгоритм определения прогноза отчисления студента представлен на рис. 1.
Рис. 1. Алгоритм определения прогноза отчисления студента
Fig. 1. Algorithm for determining the student’s expulsion forecast
Для определения прогноза отчисления студента производят расчет по всем имеющимся формулам, та группа, результаты которой являются наибольшими, и будет искомой. Для линейных классификационных функций данная процедура является стандартной.
(ЛКФ-i)max= Обучение (1) или Отчисление (2).
Пример 1. У обследуемого определены показатели: МотСп = 1, ПрЗ = 15, П = 3, Г = 5. При расчете формул ЛКФ-1 = 5; ЛКФ-2 = 2,9. Максимальное число соответствует расчету формулы для ЛКФ-1. Таким образом, у обследованного прогнозируется завершение обучения.
Пример 2. У обследуемого определены показатели: МотСп = 1, ПрЗ = 36, П = 5, Г = 3. При расчете формул ЛКФ-1 = 19,14; ЛКФ-2 = 20,32. Максимальное число соответствует расчету формулы для ЛКФ-2. Таким образом, у обследованного прогнозируется отчисление.
Обсуждение. Результаты исследования подтверждают мнение других ученых о трансформации личностных характеристик в процессе деятельности [11, 12]. Показано, что в гуманитарных вузах преобладают студенты с гипертимическим личностным радикалом и их количество увеличивается со временем, что может объясняться условной желательностью черт характера, свойственных «гипертиму»: активность, общительность, энергичность, быстрая адаптация к меняющимся условиям и т. п. Увеличение числа лиц, демонстрирующих такие черты характера, в процессе обучения может объясняться также формированием акцентуаций по типу «амальгамы», когда индивид подавляет, вытесняет имеющиеся у него черты характера, которые неприемлемы или дезадаптивны в данных условиях, и активно формирует у себя черты, помогающие адаптироваться к требованиям коллектива. При этом снижается число студентов с гипотимическими чертами. Психастенический личностный радикал также имеет тенденцию к уменьшению в ходе обучения, что может быть вызвано снижением общего уровня тревоги, которая была повышена у данных личностей в период адаптации к новым условиям обучения, а также, возможно, что именно студенты с ведущим психастеническим радикалом не смогли адаптироваться к обучению в вузе и были отчислены в процессе. Достоверное усиление астенических черт в ходе обучения может быть обусловлено необходимостью существовать в условиях, предъявляющих повышенные требования к личности обучающегося.
Заключение. Основными факторами, влияющими на профессиональную направленность и успешность учебной деятельности, являются мотивационные установки личности. В ходе учебного процесса происходит естественный отсев обучаемых с определенными чертами характера, препятствующими успешной адаптации в условиях коллектива.
1 Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход. Дисс…д-ра. психол. наук. СПб, 2001. 393 с.
About the authors
Alexander I. Kolchev
Military Medical Academy
Email: a.kolchev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4749-2562
Dr. of Sci. (Med.), Professor, Associate Professor of the Department of Psychiatry
Russian Federation, 194044, St. Petersburg, Academician Lebedev Str., 6Areg M. Martirosyan
Institute of Medical Education of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Author for correspondence.
Email: areg.martirosyan@bk.ru
ORCID iD: 0009-0009-5653-9121
Student
Russian Federation, 173003, Veliky Novgorod, Bolshaya St. Petersburgskaya Str., 41Elizaveta K. Stepkina
North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov
Email: stepkina01@inbox.ru
ORCID iD: 0009-0002-7791-8496
Student
Russian Federation, 191015, St. Petersburg, st. Kirochnaya, 41Kirill V. Barazenko
Military Medical Academy
Email: kbarazenko@mail.ru
Cand. of Sci. (Med.), teacher of the Department of Psychiatry
Russian Federation, 194044, St. Petersburg, Academician Lebedev Str., 6
Yulia A. Kolcheva
Federal Scientific and Educational Centre of Medical and Social Expertise and Rehabilitation named after G.A. Albercht
Email: j.kolcheva@mail.ru
Cand. of Sci. (Med.), Associate Professor of the Department of Pediatrics
Russian Federation, 195067, Saint Petersburg, Bestuzhevskaya st., 50Vasily Ya. Apchel
Military Medical Academy; Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen
Email: apchelvya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7658-4856
Dr. of Sci. (Med.), Professor; Senior Researcher, Professor of the Department of Anatomy and Physiology of Humans and Animals
Russian Federation, 194044, St. Petersburg, Academician Lebedev Str., 6; 199155, St. Petersburg, emb. Moika River, 48, bldg. 3
Konstantin V. Dnov
Military Medical Academy
Email: konstantindnov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1054-4779
Dr. of Sci. (Med.), Associate Professor, Lecturer in the Department of Military Field Therapy
Russian Federation, 194044, St. Petersburg, Academician Lebedev Str., 6Alexey N. Yatmanov
Military Medical Academy
Email: yan20220@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0043-3255
Cand. of Sci. (Med.), Doctoral Student
Russian Federation, 194044, St. Petersburg, Academician Lebedev Str., 6References
- Дербенев Д. П. Адаптация личности в социуме. М: Владос. 2001. 189 с. [Derbenev D. P. Personality adaptation in society. Moscow: Vlados, 2001, 189 p. (In Russ.)].
- Хугаева С. Г., Котовская С. В., Ложкина Л. И., Мосягин И. Г. Психологические особенности профессиогенеза (адаптивный профессиогенез рыбаков тралового флота в условиях Арктического севера) // Мир психологии. 2015. Т. 83, № 3. С. 244–253 [Khugaeva S. G., Kotovskaya S. V., Lozhkina L. I., Mosyagin I. G. Psychological features of occupational genesis (adaptive occupational genesis of trawl fleet fishermen in the conditions of the Arctic North). World of Psychology, 2015, Vol. 83, No. 3, P. 244–253 (In Russ.)].
- Доржеева А. А. Контент-анализ феномена адаптации // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т.14, № 3(48). С. 346–356 [Dorzheeva A. A. Content analysis of the phenomenon of adaptation. Pedagogical IMAGE, 2020, Vol. 14, No. 3(48), P. 346–356 (In Russ.)].
- Овчинников Б. В., Юсупов В. В., Вайгачева Л. В., Кузина Р. Х., Румянцева А. И. Профессиональное психическое здоровье и принципы его сохранения // Психология XXI века. Вызовы нового времени. 2020. С. 157–163 [Ovchinnikov B. V., Yusupov V. V., Vaigacheva L. V., Kuzina R. Kh., Rumyantseva A. I. Professional mental health and principles of its preservation. Psychology of the XXI century. Challenges of the new time. 2020, P. 157–163 (In Russ.)].
- Гаранина Р. М. Адаптация первокурсника в образовательном пространстве вуза как один и факторов формирования его субъективной позиции // Профессиональное образование в России и зарубежом. 2023. № 11 (49). С. 75–88 [Garanina R. M. Adaptation of a freshman in the educational space of a university as one of the factors in the formation of his subjective position. Professional education in Russia and abroad, 2023, No. 11 (49), P. 75–88 (In Russ.)].
- Баурова Н. Н., Маренко А. А., Овчинников Б. В. и др. Основные методы психологической диагностики в клинико-экспериментальных исследованиях. СПб.: СпецЛит. 2021. 335 с. [Baurova N. N., Marenko A. A., Ovchinnikov B. V., et al. Basic methods of psychological diagnostics in clinical and experimental research. St. Petersburg: SpetsLit, 2021, 335 P. (In Russ.)].
- Котовская С. В., Мосягин И. Г. Взаимосвязь показателей функционального состояния субъектов экстремальной деятельности с компонентами жизнеспособности // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 3. С. 64–71 [Kotovskaya S. V., Mosyagin I. G. Interrelation of indicators of the functional state of subjects of extreme activities with components of vitality. Psychology. Psychophysiology, 2019, Vol. 12, No. 3, P. 64–71 (In Russ.)].
- Баурова Н. Н., Рудой И. С. Прогностическая модель развития невротических расстройств у курсантов военных вузов // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 3. С. 76–78 [Baurova N. N., Rudoy I. S. Predictive model of the development of neurotic disorders among cadets of military universities. Medical-biological and social-psychological problems of safety in emergency situations, 2012, No. 3, P. 76–78 (In Russ.)].
- Баурова Н. Н., Дьяконов И. Ф., Лыткин В. М., Марченко А. А., Овчинников Б. В., Шамрей В. К. Медицинская психология. Санкт-Петербург. 2019. 223 с. [Baurova N. N., Dyakonov I. F., Lytkin V. M., Marchenko A. A., Ovchinnikov B. V., Shamrey V. K. Medical psychology. St. Petersburg, 2019, 223 P. (In Russ.)].
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер. 2022. 304 с. [Lichko A. E. Psychopathy and character accentuation in adolescents. St. Petersburg: Piter, 2022, 304 P. (In Russ.)].
- Макеенко В. В., Кузнецов С. В., Груздева Д. А., Баурова Н. Н., Мороз В. А. Актуальные вопросы здоровья студентов медицинских вузов // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39, № S3-3. С. 126–131 [Makeenko V. V., Kuznetsov S. V., Gruzdeva D. A., Baurova N. N., Moroz V. A. Current issues of health of students of medical universities. News of the Russian Military Medical Academy, 2020, T. 39, No. S3-3, P. 126–131 (In Russ.)].
- Котовская С. В., Мосягин И. Г., Бойко И. М. Социализация как фундаментальный фактор психологической структуры высокой жизнеспособности профессионала // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы. 2017. С. 74–76 [Kotovskaya S. V., Mosyagin I. G., Boyko I. M. Socialization as a fundamental factor in the psychological structure of a professional’s high vitality. Efficiency of the individual, group and organization: problems, achievements and prospects, 2017, pp. 74–76 (In Russ.)].