History of the Naval department of the Rostov State Medical Institute (1955-1983)
- Authors: Ivantsov V.A.1, Ivanov A.О.2, Barachevsky Y.Y.3, Eroshenko A.Y.1, Kraevskaya T.V.1, Antonova A.V.1, Groshilin S.M.1
-
Affiliations:
- Rostov State Medical University
- Military Educational and Scientific Center of the Navy “Naval Academy named after N. G. Kuznetsov”
- Northern State Medical University
- Issue: Vol 9, No 1S (2023)
- Pages: 30-38
- Section: Articles
- URL: https://seamed.bmoc-spb.ru/jour/article/view/709
- DOI: https://doi.org/10.22328/2413-5747-2023-9-S-30-38
- ID: 709
Cite item
Full Text
Abstract
The article provides information about the history of creation, formation and work of the Naval department of the Rostov Medical Institute in the period of its existence from 1955 to 1983. It describes the achievements of the faculty staff on the organization and conduct of the educational process in training reserve officers of the medical service from among the university students, creating educational and material base of the department, success in scientific and educational work. A considerable part of the article is devoted to the description of the work of the team on military-patriotic education of students. There is a brief description of the officers of the Department.
Full Text
За свою почти 30-летнюю историю военно-морская кафедра (ВМК) Ростовского государственного медицинского института (РГМИ) прошла трудный путь формирования и становления педагогического коллектива, создания учебной материальной базы, отработки методик преподавания и совершенствования своей деятельности наравне со многими коллективами военных и военно-морских кафедр, работавших в тот исторический период в направлении подготовки офицеров медицинской службы запаса из числа студентов медицинских вузов для Советской армии и Военно-Морского Флота.
В стенах РГМИ проходили службу, передавая свой бесценный опыт, кадровые офицеры-преподаватели, имеющие значительный стаж службы на Военно-Морском Флоте и офицеры в отставке, в том числе участники Великой Отечественной войны, воспитывавшие обучающихся в духе преданности Родине и делившиеся своими знаниями с молодым поколением будущих врачей. Выпуская из стен вуза хорошо подготовленных специалистов для кадрового и мобилизационного резерва Вооруженных сил, ВМК РГМИ вносила свою лепту в общее дело повышения и укрепления обороноспособности государства.
История военного образования в РГМИ берет свое начало с 1920 г., когда начальник лечебно-гигиенического управления санитарной части Кавказского фронта Борис Константинович Леонардов начал читать курс военной санитарии на медицинском факультете Донского университета.
Начиная с 1924 г. санитарная тактика в небольшом количестве учебных часов была включена как предмет преподавания в курс допризывной подготовки студентов медицинских факультетов (институтов) и с этого времени стала обязательным элементом подготовки каждого врача [1].
Создание и развертывание всеобъемлющей углубленной системы военно-медицинской подготовки в гражданских учебных заведениях по программам подготовки офицеров запаса, обеспечивающим достаточный уровень подготовки специалистов и дающим возможность выполнения ими функциональных обязанностей по предназначению в военное время, берёт свое начало в период Великой Отечественной войны во время боевых действий за свободу и независимость нашей Родины (1941–1945 гг.).
Во втором периоде войны стал ощущаться недостаток личного состава медицинской службы Вооруженных сил в результате понесенных во время боевых действий значительных потерь во врачебном составе и в среднем медицинском персонале. Ввиду этого появилась жизненно важная потребность в квалифицированных военных специалистах медицинской службы и необходимость возможно быстрого пополнения частей действующей армии врачебным составом. Одновременно появилась настоятельная потребность в повышении качества обучения и подготовки медицинского состава профессиональным и военно-медицинским дисциплинам с учетом опыта работы медицинской службы, полученного в течение первых лет войны, а также накопленного преподавательским коллективом Военно-морской медицинской академии и Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова [2].
Постановлением Совета народных комиссаров от 1944 г. № 413 в большинстве медицинских вузов страны, в том числе в Ростовском медицинском институте, были созданы кафедры военно-медицинской подготовки, приступившие к выполнению поставленных перед ними задач.
Соответствующими приказами вводилось обязательное преподавание военно-медицинских дисциплин в высших учебных заведениях и, подчеркивая их значимость, определялось подчинение начальника военной кафедры непосредственно ректору вуза.
В это время и в Ростовском медицинском институте была открыта военная кафедра с задачей подготовки офицеров запаса для наземных войск. Первый состав преподавателей представляли исключительно фронтовики.
С 1944 по 1955 г. в соответствии с государственным заданием кафедра проводила подготовку офицеров запаса для сухопутных войск. Начальниками кафедры в разное время были полковники медицинской службы А. И. Валов (1944–1946 гг.), И. К. Мысь (1946–1948 гг.), А. М. Бабаков (1948–1954 гг.).
Развитие Военно-Морского Флота страны, качественное изменение его состава, особенности его медицинского обеспечения потребовали особой подготовки офицеров медицинской службы запаса. Принимая это во внимание, ряд медицинских вузов в соответствии с Постановлением Правительства перешел на подготовку офицеров медицинской службы запаса для Военно-Морского Флота.
С 4 апреля 1955 г. военно-учебное подразделение Ростовского медицинского института было перепрофилировано в ВМК с задачей подготовки офицеров медицинской службы запаса для Военно-Морского Флота СССР. В этот исторический период кафедра являлась одним из ведущих подразделений вуза и внесла значительный вклад в общее дело укрепления обороноспособности государства, в подготовку кадров для ВМФ и в военно-патриотическое воспитание студентов, оставив в их душах (по отзывам, сделанным ими через много лет) неизгладимое впечатление, добрую память и чувство единения с преподавательским составом как членом коллектива защитников своей Великой Родины.
Так действительно было. Это они – фронтовики и первые послевоенные педагоги в тяжелое для страны и вуза время создали необходимую материальную базу учебного процесса, обеспечили обучение и воспитание студентов, заложили основы преподавания военно-медицинской подготовки в нашем вузе и создали на ВМК при изучении военно-морского дела обстановку целеустремленности, энтузиазма, творческого душевного подъема и патриотизма [3].
Последующие поколения офицеров ВМК успешно закрепили и развили достигнутые на тот момент результаты.
Руководителями военно-морской кафедры были:
1955–1965 гг. – генерал-майор медицинской службы Василий Алексеевич Суворов;
1965–1972 гг. – полковник медицинской службы Валентин Афанасьевич Тюкин;
1972–1983 гг. – полковник медицинской службы Николай Владимирович Гребцов.
Это под их руководством сформировался работоспособный коллектив педагогов, создана выдающаяся учебно-материальная база, включавшая, помимо стандартных положенных кафедре по табелю учебных материальных средств и учебных пособий, созданные офицерским составом две токсикологические лаборатории с затравочными камерами, в которых проводили реальные учебные затравки лабораторных животных, в том числе с последующим их лечением. Для изучения раздела общевойсковой подготовки были созданы из папье-маше макеты медицинских пунктов и лечебных учреждений, а также подготовлены металлические раздвижные доски с нарисованными на них картами обстановки и предусмотренной возможностью ее изменения во время групповых упражнений посредством перемещения условных знаков медицинской службы, прикрепленных к магнитам. Это было просто, незамысловато, но очень удобно для проведения процесса обучения и реализации его практической направленности. Названные учебные пособия использовали много лет, практически до нашего времени.
Изюминкой оформления расположения кафедры являлись используемые в учебном процессе модели – уменьшенные копии кораблей различного класса и подводных лодок, в том числе в разрезе с демонстрацией помещений корабля, в количестве 24 экземпляров. Выполнить такую сложную задачу позволило создание под руководством ветерана и инвалида Великой Отечественной войны учебного мастера С. А. Китаева учебной мастерской, оснащенной дерево- и металлообрабатывающими станками, пескоструйной, полировальной машинами и другим оборудованием.
Но главное, что на кафедре работали офицеры – трудолюбивые, созидательные и ответственные за порученное дело люди с золотыми руками и творческим, неугомонным характером: капитан 2 ранга Б. Е. Кривсун, капитан 2 ранга В. К. Овсянников и подполковник медицинской службы В. А. Козыркин. Без них – энтузиастов Военно-Морского Флота, не жалевших времени и сил, не представлялось возможным выполнить стоящие перед ВМК задачи. Были созданы и активно работали под руководством капитана 2 ранга О. И. Емец и капитана 3 ранга Е. А. Кирюхина кружки – судомодельный и «Юный моряк» – на базах вынесенных за территорию вуза, где было изготовлено множество уникальных учебных пособий, пополнивших учебно-материальную базу ВМК и широко использовавшихся в учебном и воспитательном процессе.
Не было на ВМК пассивных, желающих «отсидеться в тылу» офицеров, несмотря на их, как казалось тогда, уже немолодой возраст. По инициативе и при активном участии в выполнении работы учебного мастера (по совместительству киномеханика) полковника внутренней службы в отставке К. Г. Капустина были объединены и перестроены под кинозал и киноаппаратную два вспомогательных помещения, что позволило использовать в учебном процессе и при проведении командирской подготовки офицеров кинофильмы, получаемые на кинобазе военного округа, которые еженедельно обновлялись.
Развивались на ВМК РГМИ и прикладные военно-морские виды спорта, помогая обучающимся осваивать азы военно-морской подготовки. Много лет автомотокружком руководил подполковник медицинской службы Н. П. Радюкевич, прибывший на кафедру с должности флагманского врача соединения кораблей Тихоокеанского флота. У причала на Дону в районе «зеленого острова» стоял пришвартованный катер кафедры и несколько шлюпок, которые обслуживали офицеры курса военно-морской подготовки при курации заместителем начальника ВМК полковника медицинской службы В. В. Евдокимова. Все это было: и шлюпочные походы, и военно-патриотические экскурсии на катере. И никто из участников никогда этого не забудет.
Описывать подробно в статье учебный процесс на ВМК вряд ли целесообразно, слишком объемный раздел работы и детали его или подробности выполнения не очень интересны, так как они одинаковы или похожи на большинстве кафедр, поскольку регламентировались едиными для всех руководящими документами. Это направление деятельности кафедры представляет собой кропотливую, каждодневную и утомительную работу, требующую много времени, терпения, труда и настойчивости. Если сказать кратко, то учили тому, что нужно на войне, «настоящим образом», как говорили и готовили обучающихся в то время. Руководил работой начальник учебной части кафедры опытный офицер, в прошлом флагманский врач соединения кораблей Северного флота полковник медицинской службы В. В. Иванов (впоследствии полковник медицинской службы М. Д. Лебедев, полковник медицинской службы В. Н. Белый) Учебный процесс реализовывался опытными офицерами-педагогами: подполковником медицинской службы кандидатом медицинских наук Г. А. Дружининым (в дальнейшем начальник кафедры Одесского медицинского института), подполковником медицинской службы В. А. Козыркиным (прибывшим на ВМК с должности начальника санатория «Паратунка»), подполковником медицинской службы А. Д. Корнеенковым (впоследствии начальником военной кафедры Кубанского медицинского института), подполковником медицинской службы В. Н. Белым, полковником медицинской службы в отставке М. В. Мурзиным, полковником медицинской службы В. А. Косачом (один из первых начальников медицинской службы атомных лодок, кавалер ордена Красной Звезды) и др.
Полностью отработанная и отшлифованная учебно-методическая документация позволяла регулярно проводить на ВМК открытые показные занятия и лекции с последующим принципиальным разбором имевших место недостатков. Правда, показные занятия крайне редко признавались «показными» и не переводились в разряд «открытых» по итогам их разбора. Но польза от таких разборов была очень большая. Лучшим преподавателем по итогам проводившихся принципиальных разборов всегда признавался подполковник медицинской службы А. С. Фильченко, в прошлом офицер-подводник Северного флота.
Тоскуя по службе на флоте, некоторые флотские правила сотрудники переносили на «кафедральную землю». Молодые преподаватели в соответствии с традициями флота в течение трех месяцев после прибытия для дальнейшего прохождения службы на кафедру изучали учебно-методические материалы, посещали лекции и занятия опытных педагогов и, по прошествии установленного срока, сдавали зачеты по всем темам программы и знанию руководящих документов на допуск к самостоятельному проведению занятий, что приносило несомненную пользу качеству учебного процесса. Лучшими наставниками молодых преподавателей в разное время были офицеры фронтовики: полковник медицинской службы в отставке А. В. Звездин, полковник медицинской службы в отставке Я. Э. Склярский, майор медицинской службы в отставке Я. И. Рысс, капитан 1 ранга В. Н. Сосулин, капитан 2 ранга В.С. Кротенко, герой Советского Союза подполковник В. М. Тимченко.
Незаменимыми помощниками в обеспечении учебного процесса были и лаборанты кафедры, в прошлом фронтовики: майор Я. И. Туев и капитан В. В. Белобородов.
Завершающим этапом обучения являлись учебные сборы студентов, проводившиеся до 1977 г. в частях и на кораблях Краснознаменного Черноморского флота, а с 1978 г. –Краснознаменного Северного флота. Этот раздел обучения, несомненно, был самым трудным и для преподавателей в плане организации проведения, и для студентов в плане выполнения ими программы сборов, на которых к тому же они принимали присягу на верность Родине. Но по их завершении и возвращении домой эмоции, чувства и гордость за причастность к великой семье флотских офицеров переполняли их сердца.
Ум, обаяние и открытое для всех сердце преподавателей ВМК того времени невозможно забыть тем, кто находился рядом с ними даже через много лет. Светлая память УЧИТЕЛЯМ!
Отдельно в перечне направлений работы коллектива ВМК стояло военно-патриотическое воспитание студентов и сотрудников медицинского института. Развернутая начальником кафедры и ректором вуза масштабная и кропотливая работа позволила включить офицеров кафедры во все общественные, а также в партийную организацию института на руководящие и ключевые должности и обеспечить проведение действенного военно-патриотического воспитания. В течение учебного года проводилась повседневная воспитательная работа в соответствии с основополагающими документами вуза по данному направлению и работа, посвященная приближающимся знаменательным событиям и датам. Осуществлялся поиск и подготовка материалов по истории медицинского института, военного образования в вузе, розыску сведений о сотрудниках вуза – участниках Великой Отечественной войны, ветеранах трудового фронта и офицерах ВМК, проходивших службу в начальный период ее существования (подполковник медицинской службы в отставке Е. А. Глиняный, подполковник медицинской службы в отставке В. П. Князев, полковник медицинской службы в отставке М. А. Кудряшов и др.).
Одним из итогов работы в этом направлении было создание и открытие в РГМИ 10 октября 1980 г. «Комнаты боевой и трудовой славы». Значительная доля участия в подборе экспонатов и оформлении при ее создании принадлежит личному составу ВМК. По мере накопления исторически ценных материалов в 1991 г. «Комната боевой и трудовой славы» стала претендовать на право называться музеем. После проверки ее работы и содержательности представленных экспозиций 15 октября 1991 г. она получила это звание с вручением паспорта учреждения культуры, работающего на общественных началах с названием: «Музей истории Ростовского ордена Дружбы народов медицинского института (РОДНМИ), его боевой славы и трудовой доблести». С 2002 г. – учебный «Музей истории РостГМУ», а с 2017 г. – «Музей РостГМУ», который в настоящее время возглавляет Татьяна Владимировна Краевская.
Коллектив ВМК организовывал военно-патриотические походы на корабле по местам боев Великой Отечественной войны, шлюпочные походы, встречи с заслуженными и интересными людьми, ветеранами войны и военной службы с демонстрацией кинофильмов и созданных кафедрой учебных стендов военно-патриотической направленности. Главное в этих мероприятиях был не сам факт их проведения, а то, что проводились они с душой, творчески, людьми, заинтересованными в их результате. Именно поэтому польза их была несомненна, и предлагаемые педагогами воспитательные установки, идеи и мысли достигали сознания участников мероприятий.
Как писал в своих очерках через много лет один из выпускников, обучавшихся на ВМК в то время: «Незаметно пролетели годы. Кажется, только вчера в родном вузе мы видели фронтовиков Великой Отечественной войны – офицеров военно-морской кафедры и гордились тем, что в нашем вузе проходят службу такие заслуженные люди. Мы любовались их бодрым флотским видом, красивой черной формой, восхищались их флотским юмором, добротой, мужественностью и рассказами о славных делах нашего Военно-Морского Флота в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Истории о подвигах и самоотверженности наших воинов и тружеников тыла в борьбе за общую Победу, рассказанные очевидцами событий, навсегда врезались нам в память, делали нас душевней и добрей, учили ценить в людях их лучшие человеческие качества и побуждали быть похожими на них, на боевых офицеров флота, беззаветно любивших Родину, своих товарищей и всегда готовых защитить слабого или обиженного» [3]. Это и есть итог, критерий и ощутимый результат военно-патриотического воспитания, проводившегося офицерским коллективом ВМК.
Военно-научная работа на ВМК РГМИ в своем становлении и развитии прошла ряд этапов, на что серьезно влияли состояние научной материальной базы, уровень базовой научной подготовки сотрудников, возраст и желание офицерского контингента, назначаемого на кафедру для прохождения военной службы, работать на научном поприще. Важнейшую роль играла степень заинтересованности начальника ВМК в реализации работы по данному направлению и уровень его научной подготовки. Поэтому научная работа на ВМК получила свое развитие после прибытия для прохождения военной службы и в период последующего руководства ВМК полковника медицинской службы, кандидата медицинских наук, доцента Николая Владимировича Гребцова.
Н. В. Гребцов – ветеран Великой Отечественной войны, 7-й адьюнкт кафедры организации и тактики медицинской службы Военно-Морского Флота Военно-морской медицинской академии, успешно защитивший диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальной теме.
Создав на ВМК необходимую материальную базу и условия для выполнения научных исследований, эффективно используя материальную базу вуза и его Центральной научно-исследовательской лаборатории, Н. В. Гребцов активизировал научную работу и обеспечил выполнение ряда диссертационных работ офицерами ВМК.
Под его руководством и при непосредственном участии, методической и организационной поддержке подготовили и защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук:
- майор медицинской службы Яков Ильич Рысс. Работа посвящена исследованию территории региона и составлению медико-географических описаний.
- майор медицинской службы врач-токсиколог Василий Антонович Клюка, который в 1968 г. успешно защитил диссертацию по специальной теме.
- подполковник медицинской службы Георгий Александрович Дружинин. В 1972 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: «К оценке метода мышечной пластики при закрытии зоны трансплантации костей».
- подполковник медицинской службы Михаил Дмитриевич Лебедев. Проводя исследования по акклиматизации человека в условиях Арктики во время службы в Заполярье на о. Новая Земля, ему удалось собрать достаточно научного материала, обобщить и проанализировать который он смог уже при прохождении службы на ВМК. Завершив выполнение научной работы, М. Д. Лебедев успешно защитил диссертацию в Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. Автор 12 патентов на изобретения и 7 рационализаторских предложений по совершенствованию преподавания военной токсикологии и медицинской защиты от оружия массового поражения.
Подполковник медицинской службы Владислав Николаевич Белый. Со студенческой скамьи активно работая в научном кружке кафедры фармакологии Военно-медицинской Ордена Ленина Краснознаменной академии имени С. М. Кирова, набрал материал, подготовил и в 1973 г. успешно защитил диссертацию на тему: «Лекарственная профилактика гипоксических поражений мозга» по научной специальности «фармакология».
Полковник медицинской службы, доцент Иванов Вячеслав Васильевич. В 1972 г. защитил диссертацию по научной специальности «фармакология» на тему: «К механизму центрального действия френолона и этаперазина».
Много лет настойчиво трудились над подготовкой диссертационных работ подполковники медицинской службы Н. П. Радюкевич и А. С. Фильченко. Однако начавшееся реформирование системы военно-медицинского образования в вузах страны и связанная с этим процессом организационно-штатная перестройка кафедры, предполагавшая увольнение в запас офицеров флота, выслуживших установленные сроки военной службы, не позволила им успешно завершить начатые диссертационные работы.
В тот же период (1980 г.) начаты научные исследования прибывшими с Балтийского, Тихоокеанского и Северного флотов молодыми преподавателями ВМК: капитаном медицинской службы Владимиром Николаевичем Кочубейником, капитаном медицинской службы Виктором Леонидовичем Бризицким, капитаном 3 ранга Владимиром Михайловичем Сисекиным, майором медицинской службы Виктором Александровичем Авериносом и капитаном медицинской службы Сергеем Михайловичем Грошилиным.
Научные исследования по изучению кровезаменителей с функцией переноса кислорода с целью применения их в качестве противоишемического и противогипоксического лекарственного средства с препаратами перфторан и перфукол проводились В. Н. Кочубейником, впоследствии полковником медицинской службы и заместителем начальника факультета военного обучения РГМИ. Значительная часть полученных результатов успешно внедрена в практическое здравоохранение и косметологию.
Капитаном 3 ранга В. М. Сисекиным начата диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему: «Эффективность военной подготовки студентов медицинского института в зависимости от потребностно-мотивационной сферы личности обучающегося».
Капитан медицинской службы С. М. Грошилин приступил к работе по исследованию неспецифической резистентности специалистов операторского профиля с различным динамическим стереотипом.
Большинство начатых в этот период научных исследований в дальнейшем были успешно завершены.
Особо следует отметить как незаменимых помощников в проведении учебного процесса и военно-научной работы на ВМК старших лаборантов кафедры Людмилу Тимофеевну Горлову, Марию Ивановну Косоножкину, Веру Николаевну Сигидиненко.
Учитывая небольшой штат ВМК, подобный результат при подведении итогов научной работы являлся значительным достижением для воинского коллектива, основным направлением деятельности которого была подготовка будущих офицеров флота из числа студентов.
В мае 1983 г. вышел приказ Министра обороны о перепрофилировании ВМК в военную кафедру по подготовке офицеров запаса для сухопутных войск. Завершился славный этап истории вуза и военно-медицинского образования, проводившегося в его стенах. Решением руководства часть флотских офицеров (полковник медицинской службы В. Н. Белый, майоры медицинской службы В. Н. Кочубейник, В. Л. Бризицкий, С. М. Грошилин) была оставлена для дальнейшего прохождения службы на вновь созданной кафедре военной и экстремальной медицины. Получившие опыт работы по подготовке офицеров запаса они послужили в дальнейшем основой при формировании нового педагогического коллектива кафедры военной и экстремальной медицины Ростовского государственного медицинского университета, которую сразу после ее создания возглавил потомственный врач, человек высокой культуры и эрудиции полковник медицинской службы Владимир Михайлович Волошко.
Офицеры, выразившие свое несогласие на перевод в другие виды вооруженных сил, были возвращены для дальнейшего прохождения службы на флот: майор медицинской службы В. А. Аверинос, Краснознаменный Северный флот (КСФ). Впоследствии майор медицинской службы В. А. Аверинос после увольнения из рядов Вооруженных сил в запас возглавил департамент здравоохранения ЗАТО г. Полярный.
Заключение. Таким образом, ВМК Ростовского государственного медицинского института за период своего существования прошла славный путь. Ее дружный коллектив добросовестно, не жалея себя, в течение 28 лет трудился на благо вуза, наших Вооруженных сил, во имя укрепления обороноспособности страны и воспитания студентов в духе патриотизма и любви к Родине. Преподавательский состав позволил студентам того времени получить крепкие знания военно-медицинского дела, привил им любовь к проведению научных исследований и необходимые начальные навыки для их выполнения.
За эти годы Ростовский государственный медицинский институт и ВМК обучили и выпустили в жизнь более 10 тыс. офицеров запаса медицинской службы флота. Многие выпускники прошли службу на флоте, добросовестно и квалифицированно выполняя обязанности начальника медицинской службы корабля, воинской части или врача-специалиста.
Это впоследствии ученые, известные врачи – профессор, д-р мед. наук. Юрий Михайлович Амбалов (ЧФ), профессор, д-р мед. наук Александр Олимпиевич Бухановский (СФ), профессор, д-р мед. наук Александр Григорьевич Волков (ЧФ), доцент, канд. мед. наук Николай Михайлович Морозов (ТОФ), профессор, д-р мед. наук Вадим Георгиевич Морозов (КСФ), доцент, канд. мед. наук Павел Антонович Федотов (СФ) и многие другие.
Светлыми, добрыми, необычайно проницательными, неординарными и харизматичными людьми, обладающими широчайшей эрудицией, порядочностью, великолепным чувством юмора, и запомнились педагоги ВМК коллегам и студентам.
Еще долго мы будем помнить нашу ВМК и офицеров-преподавателей – выдающихся наставников молодежи, вспоминать добрым словом и пользоваться плодами их труда, продолжая и совершенствуя процесс подготовки офицеров для Вооруженных сил России в стенах Ростовского государственного медицинского университета.
Вклад авторов. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства, согласно международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).
Author contribution. All authors according to the ICMJE criteria participated in the development of the concept of the article, obtaining and analyzing factual data, writing and editing the text of the article, checking and approving the text of the article.
Соответствие принципам этики: каждый респондент (испытуемый) дал добровольное согласие на обработку своих персональных данных в ходе проводимого исследования.
Adherence to ethical standards: each respondent (subject) gave voluntary consent to the processing of their personal data in the course of the research.
Потенциальный конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Disclosure. The authors declare that they have no competing interests.
Финансирование: исследование проведено без дополнительного финансирования.
Funding: the study was carried out without additional funding.
About the authors
Vladimir A. Ivantsov
Rostov State Medical University
Email: uvc-pri-rostgmu@rostgmu.ru
Dr. of Sci. (Med.), Professor, Professor of the Military Training Center
Russian Federation, 29, Nakhichevansky Lane, Rostov-on-Don, 344022Andrey О. Ivanov
Military Educational and Scientific Center of the Navy “Naval Academy named after N. G. Kuznetsov”
Email: ivanoff65@mail.ru
Dr. of Sci. (Med.), Professor, Senior Researcher at the Research Department (Habitability of ships and medical support for Navy personnel) Naval Research Institute of Shipbuilding and Armament
Russian Federation, 30, Chapaeva str., Saint PetersburgYuri Ye. Barachevsky
Northern State Medical University
Email: barje1@yandex.ru
Dr. of Sci. (Med.), Professor, Head of the Department of Mobilization Training of Healthcare and Disaster Medicine
Russian Federation, 51, Troitskiy Ave, Arkhangelsk, 163000Andrey Yu. Eroshenko
Rostov State Medical University
Email: andre-zdrav@mail.ru
Cand. of Sci. (Med.), Associate Professor of the Department of Life Safety and Disaster Medicine
Russian Federation, 29, Nakhichevansky Lane, Rostov-on-Don, 344022Tatyana V. Kraevskaya
Rostov State Medical University
Email: museumrostgmu@mail.ru
Head of the Museum of Military and Labor Glory
Russian Federation, 29, Nakhichevansky Lane, Rostov-on-Don, 344022Anastasia V. Antonova
Rostov State Medical University
Email: ggroshilina@rambler.ru
student of the Faculty of Medicine and Prevention
Russian Federation, 29, Nakhichevansky Lane, Rostov-on-Don, 344022Sergey M. Groshilin
Rostov State Medical University
Author for correspondence.
Email: sgroshilin@rambler.ru
Dr. of Sci. (Med.), Professor, Head of the Department of Life Safety and Disaster Medicine
Russian Federation, 29, Nakhichevansky Lane, Rostov-on-Don, 344022References
- Чеботов С. А., Грошилин С. М., Скляров В. Н., Чеботова А. И., Бугаян С. Э. История военного образования в Ростовском государственном медицинском университете // Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 25-летию кафедры военной и экстремальной медицины УО «Гомельский ГМУ» «Военная и экстремальная медицина: перспективы развития и проблемы преподавания». Республика Беларусь. Гомель. 2018. С. 295–299 [Chebotov S. A., Groshilin S. M., Sklyarov V. N., Chebotova A. I., Bugayan S. E. History of military education at the Rostov State Medical University. Proceedings of the International Scientific-Method. conf., dedicated The 25th anniversary of the Department of Military and Extreme Medicine of the Gomel State Medical University “Military and extreme medicine: development prospects and teaching problems”. Republican Belarus, Gomel, 2018, pp. 295–299 (In Russ.)].
- Слесарев Ю. М., Иванов А. О., Литвиненко В. И., Афендиков С. Г., Мамин Р. У., Грошилин С. М. О становлении преподавания экстремальной медицины в Ростовском государственном медицинском университете (Исторические аспекты) // Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 25-летию кафедры военной и экстремальной медицины УО «Гомельский ГМУ» «Военная и экстремальная медицина: перспективы развития и проблемы преподавания». Республика Беларусь, г. Гомель. 2018. С. 291–295 [Slesarev Yu.M. Ivanov A.O., Litvinenko V.I., Afendikov S.G., Mamin R.U. Groshilin S.M. About the formation of the teaching of extreme medicine at the Rostov State Medical University (Historical Aspects). Proceedings of the International Scientific-Method. conf., dedicated The 25th anniversary of the Department of Military and Extreme Medicine of the Gomel State Medical University “Military and extreme medicine: development prospects and teaching problems”. Republican Belarus, Gomel, 2018, pp. 291–295 (In Russ.)].
- Скокова В.Ю., Иванов А.О., Барачевский Ю.Е., Степанов В.А., Бугаян С.Э., Чеботов С.А. Ветераны в строю // Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 25-летию кафедры военной и экстремальной медицины УО «Гомельский ГМУ» «Военная и экстремальная медицина: перспективы развития и проблемы преподавания». Республика Беларусь, г. Гомель. 2018. С. 282–288 [Skokova V. Yu., Ivanov A. O., Barachevsky Yu. E., Stepanov V. A., Bugayan S. E., Chebotov S. A. Veterans in service // Proceedings of the International Scientific-Method. conf., dedicated The 25th anniversary of the Department of Military and Extreme Medicine of the Gomel State Medical University “Military and extreme medicine: development prospects and teaching problems”. Republican Belarus, Gomel, 2018. рр. 282–298 (In Russ.)].