ОСОБЕННОСТИ СРОЧНОЙ АДАПТАЦИИ МОРЯКОВ СТРОЯЩИХСЯ И ДЕЙСТВУЮЩИХ КОРАБЛЕЙ ПРИ ВЫХОДАХ В МОРЕ
- Авторы: Тягнерев А.Т.1, Иванов А.О.2, Грошилин С.М.3, Шатов Д.В.3, Лобозова О.В.4, Линченко С.Н.5, Афендиков С.Г.3
-
Учреждения:
- Отдел (государственной приемки кораблей)
- Научно-исследовательский институт спасания и подводных технологий Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота
- Ростовский государственный медицинский университет
- Ставропольский государственный медицинский университет
- Кубанский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 5, № 3 (2019)
- Страницы: 24-31
- Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА
- URL: https://seamed.bmoc-spb.ru/jour/article/view/302
- DOI: https://doi.org/10.22328/2413-5747-2019-5-3-24-31
- ID: 302
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время возросло количество строящихся, ремонтирующихся и модернизируемых кораблей и судов и, соответственно, их выходов в море, которые происходят при наличии на борту увеличенной численности участников плавания, что значительно ухудшает обитаемость судна. В подобных случаях динамика адаптационно-приспособительных реакций моряков к условиям плавания может отличаться от таковой на действующих судах и в большей степени зависеть от исходного адаптационного потенциала организма. Данное положение явилось основной гипотезой выполненного исследования. Цель работы: сравнительная оценка процесса срочной адаптации корабельных специалистов строящихся и действующих кораблей при выходах в море. Материалы и методы. В ходе выполнения работы были обследованы контрольные группы 2 экипажей строящихся (19 человек) и 4 экипажей действующих (36 человек) кораблей по специально разработанному комплексу клинико-физиологических и психофизиологических методик. Группы моряков были разделены на подгруппы в зависимости от исходного адаптационного потенциала организма. Исследования проводились в предпоходовом периоде (1-й этап); дважды за походовый период — через 7 суток с момента выхода в море (2-й этап) и за 3 суток до окончания похода (3-й этап); в послепоходовом периоде — через 4–6 дней после прихода в базу (4-й этап). Результаты исследований показали, что процесс срочной адаптации у моряков строящихся кораблей при выходах в море протекает значительно более напряженно и сложно, чем аналогичный процесс в экипажах действующих кораблей. Кроме того, затруднения адаптации к условиям плавания во многом детерминированы уровнем исходного адаптационного потенциала организма, который может служить прогностическим критерием недопустимого ухудшения работоспособности корабельных специалистов. В связи с этим крайне важным представляется не только пересмотр существующих режимов труда экипажей строящихся, ремонтирующихся и модернизируемых кораблей, но и совершенствование мероприятий их медицинского (в том числе физиологического и психофизиологического) обеспечения.
Ключевые слова
Об авторах
А. Т. Тягнерев
Отдел (государственной приемки кораблей)
Автор, ответственный за переписку.
Email: tyagner87@mail.ru
Тягнерев Алексей Тимофеевич — майор медицинской службы, кандидат медицинских наук, уполномоченный отдела (государственной приемки кораблей)
192029, Санкт-Петербург, Набережная Обводного канала, д. 39
РоссияА. О. Иванов
Научно-исследовательский институт спасания и подводных технологий Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота
Email: ivanoff65@mail.ru
Иванов Андрей Олегович — доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (спасания и подводных технологий) Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»
198411, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Морская ул., д. 4
РоссияС. М. Грошилин
Ростовский государственный медицинский университет
Email: sgroshilin@rambler.ru
Грошилин Сергей Михайлович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
344022, г. Ростов-на-Дону, Нахичеванский пер., д. 29
РоссияД. В. Шатов
Ростовский государственный медицинский университет
Email: shatovdv@mail.ru
Шатов Дмитрий Викторович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины
344022, г. Ростов-на-Дону, Нахичеванский пер., д. 29
РоссияО. В. Лобозова
Ставропольский государственный медицинский университет
Email: oloboz26@gmail.com
Лобозова Оксана Васильевна — кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
355017, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 310
РоссияС. Н. Линченко
Кубанский государственный медицинский университет
Email: s_linchenko@mail.ru
Линченко Сергей Николаевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
350063, г. Краснодар, ул. Седина, д. 4
РоссияС. Г. Афендиков
Ростовский государственный медицинский университет
Email: sgroshilin@rambler.ru
Афендиков Сергей Гаврилович — преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
344022, г. Ростов-на-Дону, Нахичеванский пер., д. 29
РоссияСписок литературы
- Мосягин И.Г., Бойко И.М., Пуляев М.Н. Система медицинского обеспечения морской авиации Военно-Морского Флота: проблемные вопросы и пути их решения // Морская медицина. 2018. Т. 3, № 4. С. 7–17. doi: 10.22328/2413-5747-2018-4-4-7-17.
- Ковалев А.С., Герегей А.М., Малахова И.С., Бондарчук Е.В. Возможности оценки функционального состояния организма плавсостава с использованием трехступенчатого теста и эргоспирометрии // Материалы IV Всерос. науч.- практ. конф., посв. 50-летию ФГУП НИИ ПММ ФМБА (г. Санкт-Петербург, 28–29 июня 2017 года). СПб.: ООО «Сборка», 2017. С. 100–101.
- Ломов О.П., Ахметзянов И.М., Соколов М.О. Физические факторы обитаемости кораблей и судов. СПб.: Судостроение, 2014. 560 с.
- Линченко С.Н., Иванов А.О., Степанов В.А., Барачевский Ю.Е., Бугаян С.Э., Кочубейник Н.В., Грошилин С.М. Восстановление и расширение функционального потенциала организма человека посредством аэрокриотермических тренировок // Кубанский научный медицинский вестник. 2017. Т. 24, № 6. С. 95–101. doi: 10.25207/1608-6228-2017-24-6-95-101.
- Кривощеков С.Г., Леутин В.П., Диверт В.Э. Системные механизмы адаптации и компенсации // Бюл. СО РАМН. 2004. № 2. С. 148–153.
- Мосягин И.Г., Лобозова О.В., Иванов А.О., Анистратенко Л.Г., Безкишкий Э.Н. Оптимизация психофизиологической адаптации студентов и курсантов в начальный период обучения с использованием криотермических тренировок // Военно-медицинский журнал. 2015. № 8. С. 68–70.
- Habib K.E., Gold P.W., Chrousos G.P. Neuroendocrinology of street // Endocrinology and Metabolism Clinic of North America. 2001. Vol. 30, Iss. 3. P. 695–728.
- Natelson B.N. Stress, hormones and disease // Physiol Behav. 2004. Vol. 82, Iss.1. P. 139–143.
- Нефедов В.П., Ясайтис А.А., Новосельцев В.Н. Гомеостаз на различных уровнях организации биосистем. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1991. 232 с.
- Билый А.М., Васильков А.М. Психофизиологические предикторы интеграции человека и системы на современных кораблях ВМФ России // Морская медицина. 2018. Т. 4, № 3. С. 64–74. doi: 10.22328/2413-5747–2018-4-3-64-74.
- Иванов А.О., Тягнерев А.Т., Безкишкий Э.Н., Иодис А.А. Особенности функционального состояния и работоспособности экипажей строящихся кораблей на этапе выходов в море // Морская медицина. 2017. Т. 3, № 3. С. 70–77. doi: 10.22328/2413-5747-2017-3-3-70-77.
- Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
- Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Институт психологии РАН, 1998. 288 с.
- Сапов И.А., Солодков А.С. Состояние функций организма и работоспособность моряков. Л.: Медицина, 1977. 192 с.