Защитно-преодолевающее поведение у военно-морских специалистов с признаками профессионального выгорания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценка защитно-преодолевающего поведения у военно-морских специалистов, у которых имеются (или отсутствуют) признаки профессионального выгорания.

Материалы и методы. Обследованы 250 военно-морских специалистов в возрасте от 25 до 45 лет, разделенных на две группы — с отсутствием (1-я группа — 91 человек) и наличием (2-я группа — 159 человек) признаков профессионального выгорания, у которых определялись стратегии и модели копинг-поведения, механизмы психологической защиты по комплексу психодиагностических методик.

Результаты и их обсуждение. Установлено, что военно-морскими специалистами с отсутствием признаков профессионального выгорания для преодоления стрессовых ситуаций используются более конструктивные стратегии и модели поведения по преодолению стресса — активная, просоциальная и непрямая стратегии поведения, а также у них фиксируются достоверно более высокие значения развитых психологических защит по сравнению с лицами, у которых имеются признаки профессионального выгорания, использующими пассивную, асоциальную и прямую стратегии поведения.

Заключение. Для профилактики формирования профессионального выгорания у обследуемых лиц целесообразно их обучение использованию конструктивного копинга и оптимальных психологических защит.

Об авторах

П. А. Сошкин

Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины

Автор, ответственный за переписку.
Email: soshkin-med@yandex.ru

Сошкин Павел Александрович — кандидат медицинских наук, начальник научно-исследовательского испытательного отдела

195043, Санкт-Петербург, Лесопарковая ул., д. 4

SPIN: 2975–5848

Россия

Список литературы

  1. Ханкевич Ю.Р., Сапожников К.В., Седов А.В., Белов В.Г., Ершов Е.В., Парфенов С.А. Оценка эффективности мероприятий по поддержанию функционального состояния военно-морских специалистов в ходе решения экипажем задач в море по состоянию функций центральной нервной системы // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 1. С. 171–177.
  2. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions // Izard C. Emotions in personality and psychopathology. New York: Plenum Press, 1979. P. 229–257.
  3. Иванищева А.С., Сыманюк Э.Э. Сравнительный анализ стратегий преодолевающего поведения студентов // Психолого-педагогические проблемы образования. 2014. № 4. С. 124–126.
  4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул». 2004. 344 с.
  5. Лапкина Е.В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. II, № 2. (Психолого-педагогические науки). С. 232–235.
  6. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
  7. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. 1969. № 2. С. 118–125.
  8. Белов В.Г., Бирюкова Г.М., Федоренко В.В. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека // Гуманизация образования. 2009. № 3. С. 66–71.
  9. Сошкин П.А., Белов В.Г., Забродский Д.С., Редькин Е.Е. Здоровье военнослужащего как медико-психолого-социальная проблема // Известия Российской Военно-медицинской академии. 2019. Т. 38, № 4. С. 96–98.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,


 


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах