Математическая модель прогноза дезадаптации военнослужащих военно-морского флота по результатам психологического тестирования: ретроспективное исследование

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ: Дезадаптация к условиям военной службы проявляется у молодого пополнения в первые 1–2 месяца службы, у выпускников учебных воинских частей — в течение 2–4 недель после прибытия, а у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,— в течение первых трех месяцев службы. Эффективность профилактики риска дезадаптации в первую очередь зависит от качества изучения военнослужащих, принятия необходимых мер по раннему выявлению лиц с неустойчивой психикой, отклонениями в физическом развитии и психическом здоровье.

ЦЕЛЬ: Разработать математическую модель прогноза дезадаптации военнослужащих Военно-Морского Флота.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в Объединенном учебном центре Военно-Морского Флота обследовано 307 мужчин, военнослужащих срочной службы, в возрасте 18–23 лет, 14 из них с объективными признаками дезадаптации. Использованы следующие методики: опросник волевого самоконтроля, методика диагностики доминирующего психического состояния, тест «Коммуникативные и организаторские склонности», краткий ориентировочный тест, многофакторный личностный опросник «Адаптивность», опросник черт характера взрослого человека, тест определения склонности к отклоняющемуся поведению, тест «Прогноз-2». Статистика: Статистический анализ выполнялся с помощью пакета программ Statistica10,0. Математическое моделирование проводили с использованием дискриминантного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ: При проведении дискриминантного анализа методом «вперед пошагово» получена высокоинформативная модель: Лямбда Уилкса: 0,82590 прибл. F (7,299)=9,0041 p<0,0001. Линейная классификационная функция «Норма»=–47,1631+2,6336׫Личностный адаптационный потенциал»+1,1769׫Самообладание»+2,3582× ×«Склонность к преодолению норм и правил»+0,1035׫Поведенческая регуляция»+0,6821׫Социальная желательность»–0,1497׫Эмоциональная устойчивость»+7,8663׫Количество решенных заданий на интеллект». Линейная классификационная функция «Дезадаптация»=–44,6142+1,6254׫Личностный адаптационный потенциал»+0,5151׫Самообладание»+1,9143׫Склонность к преодолению норм и правил»+0,5895׫Поведенческая регуляция»+0,1439׫Социальная желательность»+0,1439׫Эмоциональная устойчивость»+8,5341׫Количество решенных заданий на интеллект». ОБСУЖДЕНИЕ: Предиктором дезадаптации военнослужащих Военно-Морского Флота является сочетание показателей: личностный адаптационный потенциал и поведенческая регуляция методики «Адаптивность», субшкала «Самообладание» опросника волевого самоконтроля, показатель склонности к преодолению норм и правил теста определения склонности к отклоняющемуся поведению, шкала эмоциональной устойчивости и шкала ори>< 0,0001. Линейная классификационная функция «Норма»=–47,1631+2,6336׫Личностный адаптационный потенциал»+1,1769׫Самообладание»+2,3582× ×«Склонность к преодолению норм и правил»+0,1035׫Поведенческая регуляция»+0,6821׫Социальная желательность»–0,1497׫Эмоциональная устойчивость»+7,8663׫Количество решенных заданий на интеллект». Линейная классификационная функция «Дезадаптация»=–44,6142+1,6254׫Личностный адаптационный потенциал»+0,5151׫Самообладание»+1,9143׫Склонность к преодолению норм и правил»+0,5895׫Поведенческая регуляция»+0,1439׫Социальная желательность»+0,1439׫Эмоциональная устойчивость»+8,5341׫Количество решенных заданий на интеллект».

ОБСУЖДЕНИЕ: Предиктором дезадаптации военнослужащих Военно-Морского Флота является сочетание показателей: личностный адаптационный потенциал и поведенческая регуляция методики «Адаптивность», субшкала «Самообладание» опросника волевого самоконтроля, показатель склонности к преодолению норм и правил теста определения склонности к отклоняющемуся поведению, шкала эмоциональной устойчивости и шкала ориентации на социальную желательность методики диагностики доминирующего психического состояния, количество решенных заданий краткого ориентировочного теста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Разработанную математическую модель прогноза дезадаптации военнослужащих Военно-Морского Флота целесообразно использовать при медико-психологическом сопровождении военнослужащих срочной службы.

Об авторах

Н. В. Чеботарева

907 Объединенный учебный центр Военно-Морского Флота

Автор, ответственный за переписку.
Email: yan20220@mail.ru

Чеботарева Наталья Васильевна — психолог 

199106, Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., д. 102

Россия

З. А. Левченко

Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»

Email: vunc-vmf-5fil@mil.ru

Левченко Земфира Ахатовна — кандидат медицинских наук, начальник научно-исследовательской лаборатории Научно-исследовательского института спасания и подводных технологий федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования 

198411, Санкт-Петербург, Ломоносов, Морская ул., д. 4

Россия

А. В. Сырцев

Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»

Email: lazareth@yandex.ru

Сырцев Алексей Витальевич — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского
отдела (профессионального психологического обеспечения) федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования 

197045, Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 17/1

Россия

К. В. Днов

Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова

Email: konstantindnov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1054-4779

Днов Константин Викторович — кандидат медицинских наук, доцент, преподаватель кафедры военно-полевой терапии
федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования

194044, Санкт-Петербург, Боткинская ул., д. 17А

Россия

Ф. А. Габуева

Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова

Email: yan20220@mail.ru

Габуева Фатима Абдулбариевна — кандидат медицинских наук, начальник отдела центра координации медицинского обеспечения Министерства обороны Российской Федерации федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования 
Российской Федерации

194044, Санкт-Петербург, Боткинская ул., д. 17А

Россия

А. Н. Ятманов

Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»

Email: yan20220@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0043-3255

Ятманов Алексей Николаевич — кандидат медицинских наук, младший научный сотрудник федерального государственного
казенного военного образовательного учреждения высшего образования 

198411, Санкт-Петербург, Морская ул., д. 4

SPIN 4151–0625

Россия

Список литературы

  1. Lande R.G. Stress in service members // Psychiatr. Clin. North. Am. 2014. Vol. 37, No. 4. P. 547–560. doi: 10.1016/j.psc.2014.08.007.
  2. Mazokopakis Elias E., Vlachonikolis Ioannis G., Sgantzos Markos N., Polychronidis Ioannis E., Mavreas Venetsanos G., Lionis Christos D. Mental distress and sociodemographic variables: a study of Greek warship personnel // Mil. Med. 2002. Nov; Vol. 167, No. 11. Р. 883–888.
  3. Stander Valerie A., Merrill Lex L., Thomsen Cynthia J., Milner Joel S. Posttraumatic stress symptoms in Navy personnel: prevalence rates among recruits in basic training // J. Anxiety Disord. 2007. Vol. 21, No. 6. Р. 860–870. doi: 10.1016/j.janxdis.2006.12.001.
  4. Tait J.L., Bulmer S., Drain J.R., Main L.C. Associations between inflammatory markers and well-being during 12 weeks of basic military training // Eur. J. Appl. Physiol. 2021. Vol. 121, No. 3. Р. 849–860. doi: 10.1007/s00421-020-04554-8.
  5. Tait J.L., Drain J.R., Bulmer S., Gastin P.B., Main L.C. Factors Predicting Training Delays and Attrition of Recruits during Basic Military Training // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022. Jun 14, Vol. 19, No. 12. Р. 7271. doi: 10.3390/ijerph19127271.
  6. Гудзь Ю.В., Башинский О.А., Поликарпов А.В. Эпидемиологическая оценка травм и повреждений у пострадавших в чрезвычайных ситуациях и особенности оказания первой помощи спасателями МЧС России // Многопрофильная клиника XXI века. Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А. М. Никифорова. 2017. С. 107–108.
  7. Зеленина Н.В. Особенности военно-профессиональной адаптации военнослужащих женского пола в процессе образования в военно-медицинском вузе // Акт. пробл. физ. и спец. подготовки силовых структур. 2015. Т. 2, № 3. С. 57
  8. Кутелев Г.М., Зайцев А.Г. Образ жизни и стереотипы поведения, оказывающие влияние на здоровье военнослужащих ВМФ в современных условиях // Морская медицина. 2016. Т. 2, № 3. С. 61–69.
  9. Gifford R.M., O’Leary T.J., Double R.L., Wardle S.L., Wilson K., Boyle L.D., Homer N.Z.M., Kirschbaum C., Greeves J.P., Woods D.R., Reynolds R.M. Positive adaptation of HPA axis function in women during 44 weeks of infantry-based military training // Psychoneuroendocrinology. 2019. Vol. 110. 104432. doi: 10.1016/j.psyneuen.2019.104432.
  10. Башинский О.А., Гудзь Ю.В., Иванов А.И., Попов А.С., Михайлов Ю.М., Нестеренко Н.В., Пристансков А.А., Рогалев К.К., Рыбников В.Ю., Санников М.В., Семенов А.В., Переведенцев А.В., Поликарпов А.В., Тарита В.А., Трубина Т.А., Федотов С.А., Шаповалов С.Г., Шарыпин И.С., Якиревич И.А. Рекомендации по основам оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях сотрудниками, военнослужащими и работниками государственной противопожарной службы и спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб МЧС России. СПб., 2015.
  11. Симоненко В.Б., Мосягин И.Г. Военно-морская медицина: прошлое, настоящее и будущее // Морская медицина. 2016. Т. 2, № 3. С. 7–15.
  12. Корзунин В.А., Церфус Д.Н. Актуальные вопросы психофизиологического сопровождения адаптации обучающихся к условиям образовательной среды в вузах силовых ведомств // Проблемы управления рисками в техносфере. 2015. № 3 (35). С. 149–156.
  13. Ятманов В.А. Ценностно-смысловая основа учебной деятельности как личностный феномен // Качество образования в высшей и средней школе в контексте аксиологического подхода. Ульяновск, 2002. С. 181–183.
  14. Fielden J.S. Review: management of adjustment disorder in the deployed setting // Mil. Med. 2012. Sep; Vol. 177, No. 9. Р. 1022–1077. doi: 10.7205/milmed-d-12-00057.
  15. Смолин А.В., Дегтева Г.Н., Мосягин И.Г., Смолина В.С. Комплектование Вооруженных сил Российской Федерации здоровыми гражданами — основная задача военного комиссариата архангельской области // Актуальные проблемы материнства и детства в реализации государственной программы развития здравоохранения в Российской Федерации. 2012. С. 282– 284.
  16. Мясников А.А., Петреев И.В., Шитов А.Ю., Андрусенко А.Н. Проблемные вопросы военно-морской медицины // Военно-медицинский журнал. 2014. Т. 335, № 5. С. 89–91.
  17. Dedic G., Kostic P. Causes of frustration in soldiers during the period of adaptation to the military environment // Vojnosanit Pregl. 2001. Nov-Dec; Vol. 58, No. 6. P. 621–630.
  18. Мосягин И.Г., Лобозова О.В., Иванов А.О., Анистратенко Л.Г., Безкишкий Э.Н. Оптимизация психофизиологической адаптации студентов и курсантов в начальный период обучения с использованием криотермических тренировок // Военномедицинский журнал. 2015. Т. 336, № 8. С. 68–70.
  19. Ятманов А.Н. Совершенствование системы медико-психологического сопровождения обучающихся в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Казань, 2017.
  20. Dhir C.S., Lee S.Y. Discriminant independent component analysis // Trans Neural Netw. 2011. Vol. 22, No. 6. P. 845– 857. doi: 10.1109/TNN.2011.2122266.
  21. Papageorgiou S.N. Discriminant analysis: What it is and what is not // J. Orthod. 2020. Mar. Vol. 47, No. 1. P. 91–92. doi: 10.1177/1465312520906165.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,


 


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах