Склонность к риску у курсантов авиационных и врачебных специальностей: ретроспективное исследование

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В современных условиях мира меняется отношение к риску. Склонность к риску уже не является только негативным фактором в профессиональной деятельности. Профессии, в которых человек подвергает риску свое здоровье и жизнь, относятся к экстремальным видам деятельности, где склонность к риску является вынужденной необходимостью для спасения жизни и здоровья других людей. В сфере военных специальностей наличие склонности к риску является важным профессиональным качеством, играющих ключевую роль при осуществлении профессиональной деятельности. Но выраженность этого качества в разных областях военного труда требуется разная.

ЦЕЛЬ. Изучить уровень риска у авиационных специалистов и врачей.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследовании участвовали 279 курсантов (151 авиационный специалист и 128 врачей), обследованных с помощью опросника «Исследование склонности к риску» А. Г. Шмелева. Статистика. Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью программы Statistica 10,0 с помощью критериев Манна–Уитни, Шапиро–Уилка, описательной статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Установлено, что уровень склонности к риску авиационных специалистов статистически значимо различается (при p < 0,001) от уровня склонности к риску врачей. Данный факт может объясняться разной спецификой работы военнослужащих, так как для разных профессий требуется наличие разных профессионально важных качеств.

ОБСУЖДЕНИЕ. При анализе полученных данных было выявлено, что для авиационных специалистов более характерна высокая склонность к риску, чем для врачей: более заметны различия в группах вопросов, посвященных игре, азарту, поддержанию социального статуса, покупкам, отношению к острым ощущениям и скуке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Уровень склонности к риску авиационных специалистов значимо отличается от уровня склонности к риску у врачей. Данный факт можно объяснить разной спецификой работы военнослужащих, так как для разных профессий требуется наличие разных профессионально важных качеств.

Полный текст

Введение. Профессии, в которых человек подвергает риску свое здоровье и жизнь, относятся к экстремальным видам деятельности. Выполнение аварийно-спасательных работ, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, проведение подводных работ, ликвидация последствий террористического акта, воздушные перевозки и воинская служба проходят в особом режиме, в тяжелых условиях и связаны с витальной опасностью.

У военнослужащих особый характер обязанностей: «…выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни»1. В сфере военных специальностей наличие склонности к риску является важным профессиональным качеством, играющим ключевую роль при осуществлении профессиональной деятельности. Но выраженность этого качества в разных областях военного труда требуется разная. Склонность к риску входит в перечень профессионально важных качеств авиационных специалистов2, а в перечень профессионально-важных качеств врачей не входит3.

Цель. Изучить уровень риска у курсантов авиационных и врачебных специальностей высших учебных заведений.

Существование реальной витальной угрозы: включение в структуру деятельности летчика фактора высоты как третьего измерения пространства, наличие значительного количества факторов риска, высокая вероятность осуществления деятельности на пределе или даже за гранью психофизиологических возможностей человека – предопределяют «неземной» профессии лётчика особое место среди других опасных профессий4.

Материалы и методы. Использованы данные двух групп курсантов: 151 будущего авиационного специалиста и 128 будущих врачей (далее – авиационные специалисты и врачи), обследованных на склонность к риску с помощью опросника «Исследование склонности к риску» А. Г. Шмелева. Опросник состоит из 50 вопросов: 10 вопросов оценивают искренность отвечающего, 40 вопросов направлены на оценку показателя величины склонности к риску. Анкеты, в которых показатель шкалы лжи равен 8 баллам, исключались. Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью программы Statistica 10,0 с помощью критериев Манна–Уитни, Шапиро–Уилка, описательной статистики.

Результаты. При анализе полученных данных выявлено, что у подавляющего большинства обследуемых средний уровень склонности к риску (табл. 1). Это можно объяснить тем, что данный контингент при поступлении в военный вуз проходил профессионально-психологический отбор, поэтому у 99 % обследуемых выявлен низкий и средний уровни склонности к риску.

 

Таблица 1

Уровни склонности к риску у двух групп курсантов

Table 1

Levels of risk appetite in two groups of cadets

Группы курсантов

Уровень склонности к риску, % (абс.)

низкий (0–10 баллов)

средний (11–29 баллов)

высокий (30– 40 баллов)

Авиационные специальности (n = 151)

16,55 (25)

80,79 (122)

2,64 (4)

Врачебные специальности (n = 128)

20,31(26)

79,68(102)

0 (0)

 

Из-за несоответствия данных обеих групп закону нормального распределения (Тест Шапиро–Уилка для показателя склонности к риску у курсантов авиационных специальностей: W = 0,95372; p = 0,00006; у курсантов врачебных специальностей: W = 0,97242; p = 0,01026) для выявления различия в выраженности склонности к риску у авиационных специалистов и врачей выбран критерий Манна–Уитни (табл. 2). Результаты показали, что уровень склонности к риску авиационных специалистов статистически значимо отличается (при p < 0,001) от уровня склонности к риску у врачей. Данный факт может объясняться разной спецификой работы военнослужащих, так как для разных профессий требуется наличие разных профессионально важных качеств.

При анализе полученных данных выявлено, что для авиационных специалистов более характерна высокая склонность к риску, чем для врачей (см. табл. 2). Более заметны различия в группах вопросов, посвященных игре, азарту (вопросы 33, 44, 50), поддержанию социального статуса, покупкам (вопросы 27, 47), отношению к острым ощущениям и скуке (вопросы 2, 9, 23, 31, 40).

 

Таблица 2

Сравнение уровней склонности к риску у двух групп курсантов

Table 2

Comparison of risk appetite levels in two groups of cadets

Группа курсантов

Me [Q25; Q75]

p-level

Авиационные специальности (n = 151)

16,00 [12, 00; 19, 00]

p < 0,001

Врачебные специальности (n = 128)

13,00 [11, 00; 16, 50]

 

Для авиационных специалистов риск является важной характеристикой для освоения профессии, это помогает справляться с поставленными задачами в критических ситуациях. Врачам наличие склонности к риску может мешать в профессии, им нужно принимать взвешенные и хорошо продуманные решения, от которых зависит здоровье и жизнь других людей.

Представленные результаты исследования подтверждают, что совершение рискованных поступков чаще происходит во время службы авиационных специалистов, чем врачей.

Обсуждение. В Большом психологическом словаре Б. Мещерякова и В. Зинченко рассматривают понятие риск как «действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха». Присутствует выбор между рискованным и надежным, т. е. гарантирующим сохранение достигнутого, вариантами поведения [1]. В Словаре практического психолога С. Ю. Головина риск рассматривается как «ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха». А психологическое понимание риска тождественно принятию риска — когда субъект предпочитает опасный вариант действия безопасному [2]. Г. Айзенк считал, что особенности темперамента, поиск ярких и необычных впечатлений влияют на выраженность склонности к риску [3, 4]. Создатель теории функциональных систем П. К. Анохин утверждал, что для осуществления поведения в ситуации риска обязательно наличие сформированных волевых качеств [4, 5].

Человек может идти на риск ради личной заинтересованности или благополучия других людей. Поведение, когда человек «ставит интересы других людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага» называется альтруизмом (от лат. alter — другой) [1]. Исполнение воинской службы предполагает готовность к героическому самоотречению.

Отношение к риску связано как с субъективным опытом [4, 6], так и с существующими правилами в обществе, признанными в культуре образцами поведения [4, 7]. В исследовании В. А. Балашовой и А. А. Звездиной [8] в склонности к риску у обучающихся профессии оперативных сотрудников полиции выявлена связь между поиском ярких новых эмоций и предрасположенностью к риску. Авторами делается вывод, что оправданная склонность к риску является основой для борьбы с правонарушениями, конфликтными ситуациями и противостоянием преступникам [4, 8].

В психологии риск исследуется в рамках теории принятия решений. Выбор осуществляется между менее привлекательной, но более надежной стратегией и более привлекательной, но менее надежной («синица в руках или журавль в небе») [9]. Граница между оправданным «полезным» и неоправданным риском очень размыта. Риск может быть вынужденной необходимостью, а может стать непростительной глупостью.

В исследовании А. В. Яныхбаша рискованное поведение описывается как средство повышения статуса в группе и имеет адаптивное значение [10].

Ученые B. Sicard и соавт. провели сравнение склонности к риску военных и коммерческих пилотов. Поскольку коммерческие и военные полеты выполняются в разных условиях безопасности, они предположили, что уровни склонности к риску, наблюдаемые в этих разных условиях, не будут одинаковыми. 96 французских пилотов, 63 из которых летали на коммерческих самолетах (средний возраст 43 года) и 33 служили в военной авиации (средний возраст 33 года), были протестированы с помощью визуальной аналоговой шкалы оценки риска (EVAR) и шкалы импульсивности Баррата. EVAR состоит из 24 пунктов, распределенных по 5 факторам: самоконтроль, стремление к опасности, энергия, импульсивность и неуязвимость. Результаты исследования выявили значительно более высокие показатели у военных пилотов по сравнению с коммерческими пилотами по всем факторам EVAR, за исключением импульсивности. Эти различия в профиле риска были подтверждены с помощью шкалы Баррата [11, 12].

Для диагностики склонности к риску разработан ряд опросников: «Готовность к риску» (RSK) Шуберт, методика определения склонности к риску Когана–Валлаха, методика «Исследование склонности к риску А. Г. Шмелева, опросник «Личностные факторы принятия решений» ЛФР – 25 (Т. В. Корнилова), тест «Потребность в поиске ощущений», методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению (М. Цуккерман), опросник для исследования уровня импульсивности (В. А. Лосенков), опросник «Импульсивность-7» (Г. Айзенк, С. Айзенк) – краткий модифицированный вариант А. Долныковой и Т. В. Корниловой (1995) [9], визуальная аналоговая шкала оценки риска (EVAR) [11, 12].

Заключение. Исследование подтвердило, что специфика труда авиационных специалистов, непосредственное противостояние с боевым противником предопределяют необходимость наличия склонности к риску, которое находится на среднем уровне выраженности, контролируется и оправдано. Выявлено, что при профессионально-психологическом отборе авиационных специалистов отсутствует необходимость применения опросника «Склонность к риску», таккак и без него отбираются курсанты с повышенной склонностью к риску.

Склонность к риску у авиационных специалистов как специфическое качество личности – важнейшая составляющая суждений и принятия решений. Важно соблюдение баланса рискованных решений и соблюдения необходимой безопасности [13].

Существование реальной витальной угрозы: включение в структуру деятельности летчика фактора высоты как третьего измерения пространства, наличие значительного количества факторов риска, высокая вероятность осуществления деятельности на пределе или даже за гранью психофизиологических возможностей человека – предопределяют «неземной» профессии летчика особое место среди других опасных профессий5.

 

1 О статусе военнослужащих: фед. закон от 27.05.1998 г. №76-ФЗ (в редакции фед. закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ). [Текст] // Ф3 РФ. 1998. № 76-ФЗ.

2 Крачко Э. А. Психофизиологические критерии распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по родам авиации: специальность 14.03.08 «Авиационная, космическая и морская медицина»: автореф. Дис...канд. мед. наук / Крачко Э. А.; Воен.-мед. акад. им. С. М. Кирова. Санкт-Петербург. 2013. С. 29.

3 Корзунин В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: Дис… д-ра психол. наук: 19.00.04 / Корзунин В. А.; Воен.-мед. акад. им. С. М. Кирова. СПб., 2002. С. 555.

4 Крачко Э. А. Психофизиологические критерии распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по родам авиации: специальность 14.03.08 «Авиационная, космическая и морская медицина»: автореф. Дис...канд. мед. наук / Крачко Э. А.; Воен.-мед. акад. им. С. М. Кирова. Санкт-Петербург. 2013. С. 29.

5 Крачко, Э.А. Психофизиологические критерии распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по родам авиации: специальность 14.03.08 «Авиационная, космическая и морская медицина»: автореф. Дис...канд. мед. наук / Крачко Э. А.; Воен.-мед. акад. им. С. М. Кирова. Санкт-Петербург. 2013. С. 29.

×

Об авторах

Екатерина Евгеньевна Смагина

Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова

Email: ekak@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-1020-6734
SPIN-код: 5825-7154

младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (медико-психологического сопровождения)

Россия, Санкт-Петербург

Екатерина Вениаминовна Кузнецова

Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова

Автор, ответственный за переписку.
Email: ekaterina.levka@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-8067-2236
SPIN-код: 2587-9944

медицинский психолог научно-исследовательского отдела (медико-психологического сопровождения)

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2009. С. 811 [Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. Large Psychological Dictionary. 4th edition, expanded. St. Petersburg: Prime-EUROZNAK, 2009, P. 811 (In Russ.)].
  2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест. 1998. С. 301 [Golovin S. Yu. Dictionary of practical psychologist. Minsk: Harvest, 1998, P. 301 (In Russ.)].
  3. Айзенк Г. Парадоксы психологии. М.: Эксмо. 2009. С. 352. [Eysenck G. Paradoxes of psychology. Moscow: Eksmo, 2009, P. 352 (In Russ.)].
  4. Белашина Т. В., Рыжкова С. Р. Личностные корреляты склонности к риску у военнослужащих летного и наземного состава // Развитие человека в современном мире. 2022. № 4. С. 7–26 [Belashina T.V., Ryzhkova S.R. Personal correlates of risk propensity among flight and ground personnel. Human Development in the Modern World, 2022, No. 4, P. 7–26 (In Russ.)].
  5. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М: Медицина. 1975. С. 448 [Anokhin P. K. Sketches on physiology of functional systems. Moscow: Medicine, 1975, P. 448 (In Russ.)].
  6. Кленова М. А. Субъективное благополучие как фактор готовности личности к риску// Ананьевские чтения. 2017: Преемственность в психологической науке: В. М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов: Материалы традиционной международной научной конференции. СПб.: Айсинг. 2017. С. 296 [Klenova M. A. Subjective well-being as a factor of readiness of personality to risk. Ananiev Readings. 2017: Continuity in psychological science: V. M. Bekhterev, B. G. Ananyev, B. F. Lomov: materials of the traditional international scientific conference. St. Petersburg: Icing, 2017, P. 296 (In Russ.)].
  7. Абчук В., Альгин А. Риск как продукт экономической деятельности. // Экономист.1997. № 6. С. 26–34 [Abchuk V., Algin A. Risk as a product of economic activity. The Economist. 1997, № 6, pp. 26–34 (In Russ.)].
  8. Балашова В. А., Звездина А. А. Склонность к риску как психологическая готовность к преодолению препятствий в условиях противодействия // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 310–314 [Balashova V. A., Zvezdina A. A. Tendency to risk as psychological readiness to overcome obstacles in the conditions of counteraction. Vestnik of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, No. 6, pp. 310–314 (In Russ.)].
  9. Ильин Е. П. и др. Психология риска. М.: Питер. 2012. С. 286 [Ilyin E. P. et al. Psychology of risk. Moscow: Piter, 2012, P. 286 (In Russ.)].
  10. Яныхбаш А. В. Склонность к риску в структуре личностных особенностей // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 79–87 [Yanykhbash A. V. Tendency to risk in the structure of personality traits. Applied Legal Psychology, 2012, № 2, С. 79–87 (In Russ.)].
  11. Sicard B., Taillemite J. P., Jouve E., Blin O. Risk propensity in commercial and military pilots. Aviat Space Environ Med, 2003, Vol. 74, No. 8, 879–881.
  12. Sicard B., Jouve E., Couderc H., Blin O. Age and risk-taking in French naval crew. Aviat Space Environ Med, 2001, Vol. 72, No. 1, 59–61. PMID: 11194995.
  13. Смагина Е. Е. Формирование представлений о безопасности личности у курсантов военных вузов // Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы XIVВсероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 24 ноября 2023 г. Краснодар: Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. 2023 [Smagina E. E. Formation of perceptions of personal safety in military cadets. Personality of the cadet: psychological features of being: materials of the XIV All-Russian scientific-practical conference, Krasnodar, November 24, 2023. Krasnodar: Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots, 2023 (In Russ.)].

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Смагина Е.Е., Кузнецова Е.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
 


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах