ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрена динамика уровня общего интеллектуального развития, индивидуально-психологических особенностей и личностных адаптационных характеристик курсантов первого-четвертого курсов. В исследовании приняли участие135 курсантов военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова. Интеллектуальные способности, индивидуально-психологические характеристики и личностные адаптационные характеристики у курсантов не статичны и подвержены изменениям в процессе обучения. На первом году обучения в вузе проявилась общая выраженная тенденция к возрастанию показателей «Аналогии», «Зрительная память», «Арифметический счет», «Исключение слов», а также тенденция к убыванию показателей «Числовые ряды», «Кубы» и интегрального показателя общего интеллектуального развития. Проявилась общая выраженная закономерность к снижению по всем показателям шкал сокращенного многофакторного личностного опросника, кроме двух: эмоциональной лабильности и тревожности. Проявилась общая выраженная закономерность к снижению показателей поведенческой регуляции, моральной нормативности и личностного адаптационного потенциала, а также к повышению показателя коммуникативного потенциала. Наиболее гармоничный профиль личности курсантов отмечается на третьем курсе. Наилучшее развитие личностных адаптационных характеристик у курсантов совпадало с четвертым курсом.
Об авторе
А. Н. ЯтмановРоссия
Ятманов Алексей Николаевич - кандидат медицинских наук, начальник научно-исследовательской лаборатории (военной психофармакологии) научно-исследовательского отдела (медико-психологического сопровождения) научно-исследовательского центра, ФГБВОУ ВО«Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» МО РФ.
194044, Санкт-Петербург, ул.Академика Лебедева, д.6; тел.:8(812)495-72-46
Список литературы
1. Дрынкина Т.И. Формирование морально-нравственной ответственности в профессиональной деятельности как важный аспект системы непрерывного образования // Непрерывное образование: современные проблемы и перспективы развития. Материалы XV Всеросс. с междунар. участием научн.-практ. конф. Липецк: ЛГПУ, 2012. С. 127–131.
2. Зайцев А.Г., Смуров А.В., Зайцев Г.К. Психолого-педагогическое обеспечение здоровья военнослужащих // Военно-медицинский журнал. 2010. Т. 331, № 3. С. 53–55.
3. Зверев Д.П., Рыжилов Д.В., Мясников А.А., Бобров Ю.М. Опыт медицинского обеспечения глубоководных водолазных спусков в снаряжении с открытой схемой дыхания в арктических условиях // Морская медицина. 2017. Т. 3, № 3. С. 120–128.
4. Фисун А.Я. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации: итоги деятельности и основные задачи на 2016 год // Военно-медицинский журнал. 2016. Т. 337, № 1. С. 4–24.
5. Дрынкина Т.И. Социокультурные особенности организационного поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2008. 22 с.
6. Зайцев А.Г. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих как психолого-педагогическая задача // Военно-медицинский журнал. 2005. Т. 326, № 5. С. 47.
7. Мосягин И.Г., Коржов И.В. Профилактика заболеваемости личного состава ВМФ в 2014 г. // Морской сборник. 2014. № 7. С. 64–69.
8. Овчинников Б.В. Дьяконов И.Ф., Богданова Л.В. Психологическая предпатология: превентивная диагностика и коррекция. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2010. 366 с.
Для цитирования:
Ятманов А.Н. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. Морская медицина. 2018;4(1):27-34. https://doi.org/10.22328/2413-5747-2018-4-1-27-34
For citation:
Yatmanov A.N. DYNAMICS OF THE MAJOR PSYCHOLOGICAL PROPERTIES CADETS IN TRAINING. Marine Medicine. 2018;4(1):27-34. (In Russ.) https://doi.org/10.22328/2413-5747-2018-4-1-27-34