Doctors of the Russian Naval Aviation during the First World War

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents data on the creation of aviation units of the Russian Navy and their participation in the hostilities of the First World War. Information is provided about the first naval doctors of the Officer School of Naval Aviation, air divisions of the Baltic and Black Sea fleets.

Full Text

Воздушный флот России должен быть сильнее воздушных флотов наших соседей. Это следует помнить каждому, кому дорога военная мощь нашей Родины

Великий князь Александр Михайлович[1]

Рождение авиации Военно-Морского Флота России

Первый опыт использования аэростатов и дирижаблей в сухопутных войсках Русской императорской армии показал их эффективность для разведки и корректировки артиллерийского огня.

Практически сразу же появились примеры использования летательных аппаратов и на Военно-Морском Флоте России.

С несамоходного транспорта Беломорской флотилии «Самоед» 02.07.1894 г. впервые на русском флоте поднялся привязной аэростат для поиска затонувшего броненосца «Русалка». Броненосец береговой обороны «Русалка» пропал 07.09.1893 г. во время морского перехода из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки). Погибли все 172 члена экипажа.

При крушении броненосца «Русалка» погиб судовой врач, выпускник Военно-медицинской академии (1887) Виктор Тимофеевич Сверчков. Впоследствии его фамилия была указана на черной мраморной доске в Храме Смоленской иконы Божией Матери при Императорской военно-медицинской академии.

Операцию по поиску «Русалки» проводили поручики Учебного воздухоплавательного парка В. А. Семковский и А. А. Нат. Первый подъем аэростата с борта «Самоеда» состоялся 12.07.1894 г. Поиски результатов не дали. Однако была установлена перспективность аэростатов (воздушных шаров) в целях дальней разведки на море.

Уже в 1897 г. воздухоплавательную службу создали на Черноморском флоте (Севастополь), а с 1902 г. началось формирование морских воздухоплавательных парков в Порт-Артуре и Кронштадте.

В составе авиации Российского Императорского флота в 1912–1915 гг. были:

Петроградская офицерская школа морской авиации (с 1915 г.);

Авиационная команда службы связи Балтийского моря; отдел морской авиации при службе связи Балтийского флота, Ревель (до декабря 1916 г.);

Авиационная команда службы связи Черного моря; отдел морской авиации при службе связи Черноморского флота, Севастополь (до декабря 1916 г.).

Подготовка первых морских летчиков началась в 1915 г.

Помощник морского министра и начальник Морского генерального штаба вице-адмирал А. И. Русин 18.05.1915 г. обратился в воздухоплавательное отделение Морского генерального штаба с указанием об открытии в Петербурге Офицерской школы морской авиации (ОШМА).

На заседании особого комитета по усилению флота 10.07.1915 г. обсуждались вопросы строительства и оборудования школы на Гутуевском острове в Петрограде. Уже 28.07.1915 г. на дамбе Гутуевского острова в присутствии великого князя Александра Михайловича состоялся торжественный молебен по случаю открытия Офицерской школы морской авиации и аэродрома (рис. 1, 2).

Рис. 1. Санкт-Петербург, Гутуевский остров

Fig. 1. St. Petersburg, Gutuevsky Island

 

Рис. 2. Аэродром офицерской школы морской авиации на Гутуевском острове. Спуски имеют разное направление. Справа от школы на мысу обелиск в честь открытия Морского канала (не сохранился)

Fig. 2. Airfield of the Naval Aviation Officer School on Gutuyevsky Island. The descents have different directions. To the right of the school on the cape is an obelisk in honor of the opening of the Sea Channel (not preserved)

 

В первом штате школы на 01.10.1915 г. значился личный состав:

«1. Начальник школы – лейтенант А. А. Тучков (начальник воздухоплавательного отделения Морского генерального штаба старший лейтенант А. А. Тучков);

  1. Помощник начальника школы по технической части лейтенант Фриде;
  2. Зав. мастерскими капитан Энгельс;
  3. Врач О. О. фон Дэн».

О. О. фон Ден (Георгий Оттонович) (12.04.1881–1939). С отличием закончил Императорскую военно-медицинскую академию (03.05.1904). Приказом по морскому ведомству от 24.05.1904 г. зачислен младшим врачом в 10-й флотский экипаж; младший судовой врач крейсера 1-го ранга «Олег» (1904–1906). Участник Русско-японской войны. Во время длительного пребывание интернированных кораблей в Маниле был прикомандирован к американским врачам берегового госпиталя.

После Русско-японской войны 1904–1905 гг. – в запасе чиновников Военно-медицинского ведомства. Приват-доцент.

Награды: орден Св. Анны 3-й ст. с мечами (1907).

На 1914 г. – врач-рентгенолог мужской Обуховской больницы в Санкт-Петербурге2. После 1917 г. – врач-рентгенолог больницы им. Эрисмана, врач-рентгенолог Института скорой помощи в Ленинграде [1, 2].

Поскольку обучение полетам в условиях зимней Балтики было затруднительно, было принято решение о создании в Баку на Каспийском море отделения Петроградской ОШМА, которое было открыто в ноябре 1915 г.

Офицерская школа морской авиации (Баку)

Осенью 1915 г. в Баку перебазировали часть постоянного состава и материального имущества Петроградской школы. Первый эшелон с командой офицеров и нижних чинов прибыл в Баку 12.11.1915 г., а второй через месяц, 14 декабря. Все оборудование школы было закончено к 22.11.1915 г., когда состоялось открытие Бакинского отделения Петроградской ОШМА. Командование было поручено капитану 1 ранга А. А. Яновичу (рис. 3, 4).

 

Рис. 3. Территория Бакинской офицерской школы морской авиации с аэроплана. Видны 7 ангаров для гидросамолетов. Съемка с аэроплана

Fig. 3. The territory of the Baku Naval Aviation Officer School from an airplane. 7 seaplane hangars are visible. Shooting from an airplane

 

Рис. 4. Члены административной части школы морской авиации. Баку

Fig. 4. Members of the administrative part of the Naval Aviation School. Baku

 

В августе 1917 г. ОШМА с Гутуевского острова была перебазирована в Ораниенбаум (постановление Адмиралтейств-Совета № 5106 от 25.05.1917 г.). В ее состав влился Чудской гидроавиационный отряд воздушной дивизии Балтийского моря.

Данных о врачах ОШМА в Баку нет, также как нет данных о медицинских работниках Красносельской морской школы воздушного боя и бомбометания и базы гидроавиации в Ораниенбауме.

Однако известно, что в годы Первой мировой войны в Дудергофе (Красное Село) начал работать лазарет для раненых воинов общины сестер милосердия Св. Георгия.

В Ораниенбауме в здании дворца было развернуто отделение Кронштадтского Николаевского морского госпиталя.

Приказ Императора Николая II о формировании Воздушных дивизий Балтийского и Чёрного морей вышел 30.11.1916 г. (рис. 5).3

 

Рис. 5. Нагрудный знак лётчика морской авиации. Знак об окончании офицерского класса Морской авиации. Фирма Эдуард, Петроград, 1915–1917 гг. Серебро. Вес 18,98 гр. Размер 45 х 44 мм

Fig. 5. The badge of a naval aviation pilot. A sign of the completion of the Naval Aviation officer class. Eduard Firm, Petrograd, 1915-1917. Silver. Weight 18.98 g. The size is 45 x 44 mm

 

Воздушная дивизия Балтийского моря (декабрь 1916 г. – лето 1917 г.). Начальник дивизии капитан 1 ранга Б. П. Дудоров располагался со штабом в Ревеле. Состав:

отряд корабельной авиации на авианесущем корабле «Орлица» (4 аппарата);

1-я бригада, Ревель (начальник – капитан 2 ранга Б. А. Щербачёв,), Ревель. Состояла из 3 воздушных дивизионов (3 воздушных отряда по 6 самолетов в каждом, всего 54 самолета); 3 воздушных станций и 6 воздушных постов.

2-я бригада, Гельсингфорс (начальник – капитан 2 ранга С. Ф. Дорожинский), 4, 5, 6-й дивизионы, 48 самолетов; из 3 воздушных дивизионов (2-й – из 3 и 1-й – из 2 воздушных отрядов); 3 воздушных станций и 6 воздушных постов.

Чудской гидроавиационный отряд (был переведен в Ораниенбаум).

Первый авианесущий корабль «Орлица»

Грузопассажирское судно «Императрица Александра» Рижской судоходной компании «Гельмсинг и Гримм» было построено фирмой Caledon shipbuilding and engineering в Данди (Великобритания). Впоследствии он был переоборудован в гидроавианосец. С 20.04.1915 г. «Орлица» официально зачислена в состав Балтийского флота (рис. 6).

На «Орлице» (Гельсингфорс) базировался 1-й судовой авиационный отряд. В «Положении о дивизионе корабельной авиации»4 были прописаны взаимоотношения корабельных и авиационных командиров и начальников. Медицинское обеспечение авиагруппы выполнял судовой врач.

 

Рис. 6. Гидроавиатранспорт «Орлица» с летающими лодками F.B.A. Type С на борту

Fig. 6. Hydroaviatransport “Orlitsa” with F.B.A. Type C flying boats on board

 

Старший судовой врач Александр Александрович Мясоедов, 17.05.1882 г. р. Звание лекаря получил в 1908[6?] г. В 1910–1914 гг. – младший врач 1-го Балтийского флотского экипажа, Кронштадт. Надворный советник. На 1924 г. – врач Военно-Морского Флота («Врач военмор.») [1, 2].

Награды: орден Св. Станислава 3-й степени (1913); орден Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом (1916).

В апреле 1918 г. в составе одного из эшелонов Ледового похода «Орлица» перешла в Кронштадт. С мая судно находилось в Кронштадтском порту на хранении; 27.07.1918 г. судно было разоружено и переименовано в «Совет».

Воздушная дивизия Черного моря (Черноморского флота).

Адмирал А. А. Эбергард 12.03.1915 г. подписал Приказ № 230 «О создании авиации Черноморского флота».

На основании приказа командующего Черноморским флотом № 227 от 31.12.1916 г. В начале 1917 г. начато формирование воздушной дивизии Черноморского флота с дислокацией штаба в Севастополе.

1-я бригада, Севастополь (со штабом в Круглой бухте; 1-й, 2-й дивизионы, 36 самолетов);

2-я бригада, Батум (3, 4, 5-й дивизионы, 54 самолета).

Ванский гидроавиационный отряд. В 1916 г. для содействия войскам Бакинского отряда Кавказского фронта на оз. Ван в Турции формируется Ванская военная флотилия, в состав которой были включены два гидросамолета М-5.

Медицинские чины воздушной дивизии Чёрного моря

Николай Федорович Дмитриевский (04.10.1880–10.04.1956). Коллежский асессор (10.1913). Звание лекаря получил в 1909 г. В службе с 1909 г. На 1916 г. – врач временного военного порта Ризе. В Гражданскую войну в «белом» Черноморском флоте. На апрель 1919 г. – врач транспорта «Рион». В эмиграции в Бельгии.

Награды: орден Св. Станислава 3-й ст. (1915) [1, 4].

Владимир Владимирович Попов (07.09.1890, Москва – 29.10.1935, Париж). Звание лекаря получил в 1913 г. Выпускник Московского университета. Титулярный советник. На службе в Морском ведомстве. Судовой врач линкоров «Пантелеймон» и «Синоп». На 1917 г. – в Воздушной дивизии. Старший врач гидроавиации в Одессе.

В эмиграции в Греции. Старший врач морского госпиталя в Пирее. Окружной врач в Чарак в Югославии. Умер в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль (рис. 7) [1, 3, 4].

Рис. 7. Некролог в газете «Часовой 1936 г. № 163 «В. В. Попов. Морской врач»

Fig. 7. Obituary in the newspaper “Sentinel 1936 No. 163 “ V. V. Popov. The marine doctor»

 

Александр Алексеевич Рязанов (20.09.1879–?). Надворный советник (июль 1911). Звание лекаря получил в 1904 г. В службе с 1904 г. В 1913–1914 гг. – младший врач 2-й авиационной роты, Севастополь. В 1917 г. назначен в воздушную дивизию [1].

Награды: орден Св. Станислава 2-й ст. с мечами (1915). Данных на 1924 г. нет5.

Сергей Прокофьевич Смирнов (06.09.1870–?). Звание лекаря получил в 1897 г. С 1903 г. на службе в Морском ведомстве. На Черноморском флоте судовой врач линкора «Евстафий». Надворный советник (1907). В 1917 г. назначен врачом в воздушную дивизию. В Гражданскую войну в «белом» Черноморском флоте. С июня 1919 г. – старший ординатор Севастопольского военно-морского госпиталя.

Награды: орден Св. Станислава 3-й ст. (1907); орден Св. Анны 3-й ст. (1911); Иерусалимский Крест Животворящего дерева (1906). В 1924 г. – врач Военно-Морского Флота Советской России [1, 2].

Алексей Григорьевич Гельбак (14.03.1890–?). Звание лекаря получил в 1914 г. Младший врач 1-го Балтийского флотского экипажа. Титулярный советник [1]. В годы Первой мировой войны переведен на Черноморский флот в транспортную флотилию. В мае 1917 г. назначен врачом в дивизион авиационных судов. С октября 1917 г. – врач воздушной дивизии Черного моря. Данных на 1924 г. нет.

Крейсерская бригада. Дивизион гидрокрейсеров

В состав дивизиона гидрокрейсеров вошли: воздушный дивизион – 4 воздушных отряда, по 8 гидросамолетов – 32 самолета (из 152 1-й авиационной бригады);

четыре авианесущих корабля: «Император Александр I», «Император Николай I», «Алмаз» и «Румыния» (приказ командующего Черноморским флотом от 31.12.1916 г. № 227 «О формировании воздушной дивизии Черноморского флота»).

В годы Первой мировой войны в боевой состав корабельной группы воздушной дивизии Черноморского флота вошли: гидрокрейсеры «Дакия» и «Король Карл» (рис. 8).

 

Рис. 8. Гидроавиатранспорты Черноморского флота «Император Александр I», «Император Николай I», «Румыния»

Fig. 8. Hydroaviatransports of the Black Sea Fleet “Emperor Alexander I”, “Emperor Nicholas I”, “Romania”

 

Корабельная группа воздушной дивизии Черноморского флота

Гидроавиатранспорт (авиаматка) «Император Николай I» (позднее «Авиатор»). Вооружение: от 4 до 7 гидросамолетов.

Медицинские чины гидроавиатранспорта «Император Николай I»

Малашкин. Врач, мобилизован на Черноморский флот в годы Первой мировой войны младшим врачом Черноморского флотского экипажа. В мае 1917 г. назначен на гидроавиатранспорт «Император Николай I» [4].

Глеб Михайлович Славский, 1890 г. р. Звание лекаря получил в 1914 г. Мобилизован на Черноморский флот в годы Первой мировой войны младшим врачом Черноморского флотского экипажа. В 1916 г. – судовой врач на гидроавиатранспорте «Император Николай I». В Гражданскую войну в «белом» Черноморском флоте. На 1924 г. – врач Военно-Морского Флота Советской России. На 1929 г. – заместитель главного врача тубдиспансера, Севастополь [1, 2].

Медицинские чины гидроавиатранспорта «Авиатор»

Александр Григорьевич Дрейцер (1890–1970). Звание лекаря получил в 1917 г. На службе с 1917 г. Младший врач Черноморского флотского экипажа. В октябре 1917 г. назначен на гидроавиатранспорт «Авиатор». В 1924 г. – врач 3-го участка Московско-Казанской железной дороги, ст. Перово [1, 2].

Сергей Речменский. Мобилизован на Черноморский флот в 1917 г. младшим врачом Черноморского флотского экипажа [1]. В июне 1917 г. назначен в санитарно-дезинфекционный и эвакуационный отряды, затем врачом на гидроавиатранспорт «Авиатор» [4]. Данных на 1924 г. нет.

Анатолий Павлович Розендорф (1889–14.02.1965, г. Тунис). Коллежский асессор (апрель 1919). Зауряд-врач 1-го разряда, мобилизован в армию в годы Первой мировой войны, служил в 173-й пехотной дивизии. В октябре 1917 г. зачислен в Морское ведомство младшим врачом Черноморского флотского экипажа. Назначен врачом на гидроавиатранспорт «Авиатор». На 25.03.1921 г. – в составе русской эскадры в Бизерте на линейном корабле «Генерал Алексеев». В эмиграции в Тунисе [4].

Адамчик. Врач, мобилизованный на Черноморский флот в годы Первой мировой войны. Служил во временном порту в Ризе. В марте 1918 г. назначен на гидроавиатранспорт «Авиатор» [4].

Гидроавиатранспорт (авиаматка) «Император Александр I»

Строился как «Император Александр III» – грузопассажирский пароход Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). После мобилизации 09.01.1915 г. был переименован в «Император Александр I». Переоборудован в гидроавиатранспорт. Вооружение: 8 гидроаэропланов М-5 (М-9). После Февральской революции в мае 1917 г. был переименован в «Республиканец».

Федор Романович Охотин (04.11.1891–1953, Солоники). Врач гидроавиатранспорта «Республиканец». Звание лекаря получил в 1914 г. На службе с 1914 г. Титулярный советник (1914). Мобилизован в годы Первой мировой войны на Черноморский флот. В Гражданскую войну в «белом» Черноморском флоте. В эмиграции во Французском Конго, затем в Греции. Умер в Салониках, Греция. Похоронен на русском участке муниципального кладбища в районе Каламарья [4].

Гидрокрейсер «Алмаз» (рис. 9)

 

Рис. 9. Гидрокрейсер «Алмаз»

Fig. 9. The Almaz hydrocracker

 

Заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Вступил в строй в ноябре 1903 г. как вспомогательный крейсер. В Первую мировую войну использовался в качестве гидрокрейсера. Авиационная группа: с 1916 г. – 4 гидросамолета («летающая лодка М-5»).

Михаил Ефимович Амашукели, 1894 г. р. Звание лекаря получил в 1917 г. Младший врач Черноморского флотского экипажа. С декабря 1917 г. – врач гидрокрейсера «Алмаз» [4]. На 1924 г. – врач Военно-Морского Флота Советской России [2].

Козырев. Мобилизован на Черноморский флот в 1917 г. младшим врачом Черноморского флотского экипажа и в июле 1917 г. назначен на гидрокрейсер «Алмаз» [4]. Данных на 1924 г. нет.

Бабакай Камбур. Зауряд-врач. Мобилизован в армию в годы Первой мировой войны. В марте 1917 г. утвержден младшим врачом Управления отдельного Черноморского морского паркового дивизиона. С декабря 1917 г. – врач на судах дивизиона гидрокрейсеров [4]. На 1924 г. – Бабакай Авдеевич Камбур, 1892 г.р. Звание лекаря получил в 1916 г. Врач Военно-Морского Флота Советской России [2].

Николай Фролов. Мобилизован на Черноморский флот в 1917 г. младшим врачом Черноморского флотского экипажа. В июне 1917 г. назначен на линкор «Свободная Россия». С июля 1917 г. – врач дивизиона гидрокрейсеров [4]. Наиболее вероятно: Николай Иванович Фролов, 1893 г. р. Звание лекаря получил в 1917 г. На 1924 г. – военный врач. Московский округ [2].

Петр Алексеевич Бычков (22.04.1886–23.02.1971). Коллежский асессор. Окончил в 1914 г. медицинский факультет Киевского университета. В Первую мировую войну – врач 46-го пехотного Днепровского полка. В Гражданскую войну в Добровольческой армии. С октября 1920 г. – врач гидрокрейсера «Алмаз». Эвакуирован с флотом в Бизерту. В эмиграции в Болгарии и Югославии. С 1942 г. служил в Русском корпусе6. С 1950 г. – в США. Умер в Лос-Анджелесе [3, 4].

Владимир Петрович Юденич (21.06.1889–?). Звание лекаря получил в 1914 г. Врач, мобилизован на Черноморский флот. 1916 г. – младший врач Николаевского флотского полуэкипажа. В ходе войны переведен в Черноморский флотский экипаж на гидрокрейсер «Алмаз». На 1924 г. – врач Военно-Морского Флота Советской России [4].

Вспомогательные крейсеры типа «Румыния» (рис. 10)

 

Рис. 10. Гидрокрейсер (авиатранспорт) «Румыния» в Севастопольской бухте

Fig. 10. Hydrocracker (air transport) “Romania” in Sevastopol Bay

 

Строились в основном во Франции (Сен-Назер / Луарская верфь) по заказу Румынии как грузопассажирские пароходы. Были переоборудованы во вспомогательные крейсеры. После вступления Румынии в Первую мировую войну на стороне Антанты 09.09.1916 г. корабли были переданы России. Переоборудованы в авиатранспорт (гидрокрейсера).

Гидрокрейсер «Румыния». Вооружение: 7 гидросамолетов М-9.

Курт Оттович Дессин (02.09.1894–?). Окончил в 1917 г. Московский университет и назначен младшим врачом Черноморского флотского экипажа. С мая 1917 г. – врач гидрокрейсера «Румыния». В Гражданскую войну в «белом» Черноморском флоте [4]. На 1924 г. – врач Военно-Морского флота Советской России [2].

Василий Васильевич Федотов, 1893 г. р. Звание лекаря получил в 1917 г. Врач, мобилизован на Черноморский флот в 1917 г. В 1917 г. переведен на гидрокрейсер «Румыния» [4]. На 1924 г. – военный врач. Ленинградский округ [2].

Гидрокрейсер «Король Карл». Вооружение: 4 гидросамолета М-9

Борис Николаевич Пеньковский, 1894 г. р. Звание лекаря получил в 1917 г. Мобилизован на Черноморский флот в 1917 г. младшим врачом Черноморского флотского экипажа. В 1917 г. назначен на гидрокрейсер «Король Карл» [4]. На 1924 г. – военный врач. Северо-Кавказский округ [2].

Петр Александрович Гаранин (?–11.10.1984, Франция). В 1917 г. зачислен в Морское ведомство и назначен младшим врачом Черноморского флотского экипажа. С июня 1917 г. – врач на гидрокрейсере «Король Карл». В годы Гражданской войны в «белом» Черноморском флоте до эвакуации из Крыма. На 25.03.1921 г. в составе русской эскадры в Бизерте. Умер во Франции [4].

Врачи дивизиона гидрокрейсеров

Леонид Иванович Федотов (05.04.1876–?). Звание лекаря получил в 1899 г. С 1899 г. – лекарь на службе в Морском ведомстве. В Гражданскую войну в «белом» Черноморском флоте. В июле 1919 г. назначен врачом гидроотряда.

Награды: орден Св. Анны 3-й ст. (1910); орден Св. Станислава 2-й ст. (1915) [1; 4].

С 30.11.1920 г. – врач Центральной гидроавиационной базы «Красного Черноморского флота» в Севастополе. Данных на 1924 г. нет.

Брыжкин. Зауряд-врач 1-го разряда. Мобилизован на Черноморский флот в годы Первой мировой войны. В 1916 г. служил младшим врачом на брандвахте (линкоре) «Георгий Победоносец». С 01.01.1917 г. – врач гидрокрейсеров «Дакия», «Румыния», «Король Карл», «Император Траян» и «Принципесса Мария» [4].

Военно-морские врачи на фоне летного состава всегда оставались в тени. Но они обеспечивали боевую деятельность корабельной и береговой авиации уже на начальных этапах ее формирования.

На первом авианесущем корабле «Орлица» базировались гидросамолеты Григоровича М-9, имевшие пулеметы и способные нести бомбовую нагрузку. Четыре гидросамолета «Орлицы» 04.07.1916 г. (ст. ст.) провели первый воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Русские летчики вернулись на «Орлицу» с победой и без потерь.

Этот день – 17.07.1916 г. (4.07.1916 г. по ст. ст.) отмечен как дата первой победы в воздушном бою над морем морских летчиков на отечественных гидросамолетах, базировавшихся на первом отечественном авианосце «Орлица», и определен Днем морской авиации России.

Русская эскадра 24.03.1915 г. совершила поход к Румелии (район Турции). В составе эскадры был гидрокрейсер «Император Николай I» с 4 самолетами. Планировалось использовать их для воздушной разведки, но затем их задействовали для бомбового удара по береговым объектам.

Эскадра с участием уже 2 авиатранспортов (гидрокрейсеры «Алмаз», «Император Николай I») 27.03.1915 г. провела разведку пролива Босфор. Не обнаружив крупных кораблей противника, самолеты сбросили 3 бомбы на береговые укрепления и миноносец.

В период Гражданской войны морская авиация появилась и в Рабоче-крестьянской Красной Армии.

В соответствии с Приказами РВС РСФСР от 31.10.1920 г., начато формирование Красного воздушного флота Черного и Азовского морей.

В 1920 г. в РККА в Одессе был сформирован 1-й морской авиационный отряд, а также гидроавиаотряд в г. Николаеве.

Вклад авторов. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства, согласно международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

Author contribution. All authors according to the ICMJE criteria participated in the development of the concept of the article, obtaining and analyzing factual data, writing and editing the text of the article, checking and approving the text of the article.

Потенциальный конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Disclosure. The authors declare that they have no competing interests.

Финансирование: исследование проведено без дополнительного финансирования.

Funding: the study was carried out without additional funding.

 

1 Великий князь Александр Михайлович, шеф Императорского военно-воздушного флота. «К русскому народу», журнал «Тяжелее воздуха», 1912 г., № 6.

2 «Исследование лучами рентгена грудных органов и желудочно-кишечного канала» / Сост. О. О. фон-Ден, рентгенолог мужской Обух. больницы. Санкт-Петербург: тип. П. А. Федотова [1914]. - VI, 83, [2] с., 3 л. ил.: ил. (Краткий учебник рентгенологии / Изд. д-ра Э. А. Бетге и инженера П. Г. Дубберке. инж. акц. о-ва Сименс и Гальске в С.-Петербурге; Вып. 1).

3 Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910–2010). Справочник. СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. 768 с.

4 РГА ВМФ. Ф. 401. Оп. 5. Д. 13. Л. 173-174.

5 Фамилия не упоминается в «Списке медицинских врачей С.С.С.Р. на 1 января 1924 года» и в списках лиц, захороненных в эмиграции [2, 3].

6 Русский охранный корпус (нем. Russisches Schutzkorps Serbien) – корпус, сформированный из русских эмигрантов и граждан СССР, действовавший на стороне нацистской Германии во время Второй мировой войны.

×

About the authors

Vladimir B. Simonenko

Branch of the Military Medical Academy named after S. M. Kirov

Author for correspondence.
Email: simonenko.vladimir1948@yandex.ru

Dr of Sci. (Med.), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Honored Doctor of the RSFSR, Honored Scientist of the Russian Federation, Professor of the Department of Emergency Medicine

Russian Federation, 7, Malaya Cherkizovskaya str., Moscow, 107392

Pavel E. Kraynyukov

Central Military Clinical Hospital named after P. V. Mandryka; Peoples Friendship University of Russia

Email: info@2cvkg.ru

Dr of Sci. (Med.), Doctor of Military Sciences, Associate Professor, Head

Russian Federation, 8-a, B. Olenya, Moscow, 107014; 6, Miklukho-Maklay str., Moscow, 117198

Viktor G. Abashin

Central Military Clinical Hospital named after P. V. Mandryka

Email: AVG-56@list.ru

Dr of Sci. (Med.), Professor, Honored Physician of the Russian Federation, doctor of the Advisory Department

Russian Federation, 8-a, B. Olenya, Moscow, 107014

References

  1. Российский медицинский список, изданный Управлением Главного Врачебного Инспектора Министерства Внутренних Дел на 1916 год. Петроград. Типография Министерства Внутренних Дел. 1916. 1230 стр. [The Russian Medical List issued by the Office of the Chief Medical Inspector of the Ministry of Internal Affairs for 1916. Petrograd. Printing house of the Ministry of Internal Affairs, 1916, 1230 p. (In Russ.)].
  2. Список медицинских врачей С.С.С.Р.: (на 1 января 1924 года). Москва: Народный комиссариат здравоохранения Р.С.Ф.С.Р., 1925. XII, 827 с. [List of medical doctors of the USSR.: (as of January 1, 1924). Moscow: Nar. Commissariat of Health of the RSFSR., 1925, XII, 827 p. (In Russ.)].
  3. Незабытые могилы: Российское зарубежье: некрологи 1917–1997: в 6 т. / Российская гос. б-ка. Отд. лит. рус. зарубежья; сост. В. Н. Чуваков. Москва: Пашков дом. 1999–2007 [The forgotten graves: Russian abroad: obituaries 1917-1997: in 6 volumes. Russian State Library. Department of lit. rus. abroad; comp. V. N. Chuvakov. Moscow: Pashkov House, 1999–2007 (In Russ.)].
  4. Волков С. В. Белое движение. Энциклопедия гражданской войны / СПб.: Нева – М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2002 (ПФ Красный пролетарий). 671 с. 16 л. портр.; [Volkov S. V. White Movement. Encyclopedia of the Civil War, St. Petersburg: Neva – Moscow: OLMA-PRESS, 2002 (Red Proletarian PF), 671 p., 16 L. portr. (In Russ.)].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. St. Petersburg, Gutuevsky Island

Download (319KB)
3. Fig. 2. Airfield of the Naval Aviation Officer School on Gutuyevsky Island. The descents have different directions. To the right of the school on the cape is an obelisk in honor of the opening of the Sea Channel (not preserved)

Download (129KB)
4. Fig. 3. The territory of the Baku Naval Aviation Officer School from an airplane. 7 seaplane hangars are visible. Shooting from an airplane

Download (153KB)
5. Fig. 4. Members of the administrative part of the Naval Aviation School. Baku

Download (157KB)
6. Fig. 5. The badge of a naval aviation pilot. A sign of the completion of the Naval Aviation officer class. Eduard Firm, Petrograd, 1915-1917. Silver. Weight 18.98 g. The size is 45 x 44 mm

Download (55KB)
7. Fig. 6. Hydroaviatransport “Orlitsa” with F.B.A. Type C flying boats on board

Download (166KB)
8. Fig. 7. Obituary in the newspaper “Sentinel 1936 No. 163 “ V. V. Popov. The marine doctor»

Download (125KB)
9. Fig. 8. Hydroaviatransports of the Black Sea Fleet “Emperor Alexander I”, “Emperor Nicholas I”, “Romania”

Download (131KB)
10. Fig. 9. The Almaz hydrocracker

Download (111KB)
11. Fig. 10. Hydrocracker (air transport) “Romania” in Sevastopol Bay

Download (106KB)

Copyright (c) 2023 Simonenko V.B., Kraynyukov P.E., Abashin V.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
 


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies