Vallues-based attitudes of maladjusted cadets: retrospective study

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

OBJECTIVE. Study values-based attitudes of maladjusted cadets.

MATERIALS AND METHODS. The study involved 708 cadets of the Naval Polytechnic Institute of the Military Training and Research Centre of Navy “Naval Academy”, 48 of which having signs of psychological maladjustment. The survey was carried out using the techniques of “Semantic differential”. In order to group concepts in different semantic fields, factor analysis was applied by the method of principle components, using Varimax normalized.

RESULTS. The “military service” factor explains the greatest variability in cadets. It takes the second place in maladjusted cadets. For instance, the factor of “personal values” takes the first place in the maladjusted group, being on the 3rd place in cadets. “Delinquency” factor in on the 2nd place in cadets, being on the 4th one in the maladjusted. “Addiction” isolated factor is on the 3rd place in cadets with maladjustment. “Risk” isolated factor ranks 4th in cadets. Thus, it can be assumed that cadets with maladjustment have not found themselves in a military university due to their personal characteristics. Humanistic impulses are more important for them, while other cadets are more mundane, inclined to function in a strictly regulated team, which does not exclude some moments of injustice.

DISCUSSION. Other authors point to the importance of studying value orientations in servicemen, as they act as psychological and pedagogical entities, constituting a hierarchical system, existing in the personality structure as its elements and performing regulatory and control functions. The role of the regulatory function of individual’s value orientations is the impact on all the system levels of human activity motivators. In modern conditions the overall level of the military professional orientation points to the balance of cadets with both the formed value-motivational structure of personality and a largely unformed one, as well as to a contradictory functioning of the process of forming the value-motivational structure of the serviceman personality that determines the need for focused work to form the cadet personality and further – the officer one.

CONCLUSION. Personal values and motivation are an important element in cadets‘ professional development. It is necessary to continue studing cadets‘ value orientations and motivation, dynamics of their development in the process oft he professional formation, developing or choosing an ideal psychodiagnostic tool and introducing in practical work within the framework of cadets‘ medico-psychological support курсантов.

Full Text

Введение. В связи с ростом ответственности и сложностью решаемых армией и флотом задач, сокращением численности личного состава, а также переводом Вооруженных Сил на профессиональную основу повышаются требования к деловым, профессиональным и индивидуально-личностным качествам военнослужащих [1]. Комплектование достойными кандидатами, качественная военно-профессиональная подготовка курсантов и слушателей, а также последипломное совершенствование офицеров – были и остаются важнейшими задачами военно-морских вузов [2].

Основные резервы повышения эффективности и реализации учебных программ, качества подготовки военно-морских специалистов в установленные сроки и их успешность в выполнении профессиональной деятельности в настоящее время связывают с совершенствованием мероприятий системы медико-психологического сопровождения этих видов деятельности [3].

Рассматривая проблему развития личности субъекта деятельности на профессиональном этапе жизненного пути, В. А. Бодров формулирует понятие «профессионализации» как процесс формирования специфических видов трудовой деятельности личности на основе развития и структурирования совокупности профессионально ориентированных ее характеристик на всех этапах. Профессионализация сопровождается развитием личности специалиста [4, 5].

При этом путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его ценностей [6 – 8]. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие ценностные ориентации лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им [9].

Ценностные отношения, по утверждению А. Г. Асмолова, относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации [10]. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности [11, 12].

Цель. Изучить ценностные отношения дезадаптированных курсантов.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 708 курсантов Военно-морского политехнического института Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова», у 48 из них отмечены признаки психологической дезадаптации. Обследование проведено с помощью методики «Семантический дифференциал» [13]. Статистическую обработку проводили с применением пакета программ Statistica 10.0. С целью группировки понятий в разные семантические поля использовали факторный анализ с помощью метода главных компонент с применением вращения Varimax normalized. Для проверки применимости факторного анализа к выбранным переменным используется мера выборочной адекватности Кайзера–Мейера–Олкина и критерий сферичности Барлетта – критерий многомерной нормальности для распределения переменных.

Результаты. При проверке данных для факторного анализа показателей курсантов выявлено, что мера выборочной адекватности Кайзера–Мейера–Олкина составляет 0,876 – данные, безусловно, адекватны для применения факторного анализа. У критерия сферичности Бартлетта значение p < 0,05 – это указывает на то, что данные вполне приемлемы для проведения факторного анализа.

В группе курсантов выделено 4 фактора (табл. 1).

 

Таблица 1

Матрица повернутых компонент личностного эмоционального отношения курсантов к ценностям

Table 1

The matrix of rotated components of the cadets’ personal emotional attitude to values

Показатель

Фактор

1

2

3

4

Дисциплина

0,690

0,016

0,414

0,022

Ответственность

0,618

0,108

0,533

0,061

Алкоголь

-0,358

-0,543

-0,053

-0,041

Материальное благополучие

0,165

-0,047

0,780

-0,149

Нарушение закона

-0,100

-0,687

-0,216

0,311

Карьера

0,388

0,106

0,753

-0,020

Я-идеальное

0,521

0,145

0,484

-0,073

Военная служба

0,736

0,243

0,286

0,066

Я-реальное

0,494

0,240

0,539

0,200

Будущее

0,125

0,278

0,693

0,333

Семья

0,091

0,331

0,725

0,226

Ложь

-0,342

-0,731

-0,169

0,030

Наркотики

-0,003

-0,851

-0,083

-0,095

Риск

0,019

-0,103

0,073

0,871

Воинский коллектив

0,582

0,189

0,264

0,335

Общ. дис.

3,405

3,163

2,452

1,232

Доля общ.

0,213

0,198

0,153

0,077

 

У изучаемого Фактора 1 нагрузка распределена на показатели: дисциплина (0,690), ответственность (0,618), я-идеальное (0,521), военная служба (0,736), воинский коллектив (0,582). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 21,3 %. Его название, осознанное через его содержание, –«Военная служба».

У изучаемого Фактора 2 нагрузка распределена на следующиепоказатели: алкоголь (-0,543), нарушение закона (-0,687), ложь (-0,731), наркотики (-0,851). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 19,8 %. Его название «Делинквентность».

У изучаемого Фактора 3» нагрузка распределена на следующие показатели: материальное благополучие (0,780), карьера (0,753), я-реальное (0,539), будущее (0,693), семья (0,725). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 15,3 %. Его название «Личностные ценности».

Четвертый Фактор – «Риск» объясняет 7,7 % дисперсии исходных признаков и включает показатель риск.

Таким образом, свое я-идеальное курсанты связывают с военной службой, сопряженной с ней дисциплиной, ответственностью и нахождением в воинском коллективе.

Я-реальное курсанты ассоциируют с семьей и будущим, карьерой и связанной с ней материальным благополучием.

Курсанты отдельно выделяют риск как фактор.

При проверке данных для факторного анализа показателей курсантов с дезадаптацией выявлено, что мера выборочной адекватности Кайзера–Мейера–Олкина составляет 0,802, – данные, безусловно, адекватны для применения факторного анализа. У критерия сферичности Бартлетта значение p < 0,05, что указывает на то, что данные вполне приемлемы для проведения факторного анализа.

В группе курсантов с дезадаптацией выделено 4 фактора (табл. 2).

 

Таблица 2

Матрица повернутых компонент, группа курсантов с дезадаптацией

Table 2

Matrix of rotated components, a group of cadets with maladaptation

Показатель

Фактор

1

2

3

4

Дисциплина

0,932

-0,109

0,309

0,147

Ответственность

0,873

0,222

0,423

0,043

Алкоголь

0,092

-0,889

-0,266

-0,331

Материальное благополучие

0,927

0,280

0,098

0,158

Нарушение закона

-0,247

-0,261

-0,627

-0,646

Карьера

0,956

-0,039

-0,006

0,182

Я-идеальное

0,571

-0,337

0,560

0,485

Военная служба

0,262

0,150

0,937

0,127

Я-реальное

0,540

0,527

0,493

0,159

Будущее

0,532

0,346

0,610

0,273

Семья

0,630

0,316

0,483

0,351

Ложь

-0,031

-0,968

-0,143

-0,023

Наркотики

-0,143

-0,446

0,143

-0,821

Риск

0,806

0,080

-0,311

-0,470

Воинский коллектив

-0,111

0,217

0,889

-0,174

Общ. дис.

5,790

3,399

3,741

2,037

Доля общ.

0,362

0,212

0,234

0,127

 

У изучаемого Фактора 1 нагрузка распределена на показатели: дисциплина (0,932), ответственность (0,873), материальное благополучие (0,927), карьера (0,956), я-идеальное (0,571), я-реальное (0,540), семья (0,630), риск (0,806). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 36,2 %. Его название, осознанное через его содержание, – «Личностные ценности».

У изучаемого Фактора 2 нагрузка распределена на следующие показатели: алкоголь (-0,889), ложь (-0,968). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 21,2 %. Его название «Аддикция».

У изучаемого Фактора 3 нагрузка распределена на следующие показатели: будущее (0,610), военная служба (0,937), воинский коллектив (0,889). Вклад этого фактора в общую дисперсию исходных признаков составил 23,4 %. Его название – «Военная служба».

Четвертый фактор – «Делинквентность» – объясняет 12,7 % дисперсии исходных признаков и включает показатели нарушение закона (-0,646) и наркотики (-0,821).

Дезадаптированные курсанты свое я-идеальное и я-реальное связывают с семьей, дисциплиной, ответственностью, карьерой и через нее – с материальным благополучием, что, впрочем, у них сопряжено с риском. Таким образом, дезадаптанты готовы рисковать для достижения своих целей, что может объяснять их желание уволиться из учебного заведения.

Курсанты с дезадаптацией отдельно выделяют аддиктивную направленность.

Сравнительная характеристика факторов в группах курсантов представлена в табл. 3.

 

Таблица 3

Сравнительная характеристика факторов обследованных курсантов

Table 3

Comparative characteristics of the factors of the examined cadets

Фактор

Курсанты

Дезадаптация

доля фактора, %

место, ранг

доля фактора, %

место, ранг

Военная служба

21,3

I

23,4

II

Делинквентность

19,8

II

12,7

IV

Личностные ценности

15,3

III

36,2

I

Риск

7,7

IV

-

-

Аддикция

-

-

21,2

III

 

Показано, что наибольшую долю дисперсии признаков у курсантов объясняет фактор «Военная служба», у дезадаптированных курсантов он занимает 2-е место. Напротив, в группе дезадаптированных 1-е место занимает фактор «Личностные ценности», который у курсантов на 3-м месте. На 2-м месте у курсантов расположен фактор «Делинквентность», который у дезадаптированных находится на 4-м месте. На 3-м месте у курсантов с дезадаптацией расположен изолированный фактор «Аддикция». У курсантов изолированный фактор «Риск» располагается на 4-м месте.

Таким образом, можно предположить, что курсанты с дезадаптацией не нашли себя в военном вузе в силу своих личностных особенностей. Для них более значимы гуманистические порывы, в то время как курсанты более приземленные, более склонные к функционированию в условиях жестко регламентированного коллектива, не исключающего, впрочем, некоторые моменты несправедливости.

Обсуждение. С. В. Тепляков указывает на важность изучения ценностных ориентаций у военнослужащих [14]. Так, ценностные ориентации выступают в качестве психолого-педагогических образований, составляющих иерархическую систему, существующих в структуре личности только в качестве ее элементов и выполняющих регулятивную и контрольную функции [15]. Роль регулятивной функции ценностных ориентаций личности заключается в воздействии на все уровни системы мотиваторов активности человека. С помощью контрольной функции ценностных ориентаций действие потребностей любого рода может ограничиваться и преобразовывается. Специфичность действенности ценностных ориентаций выражается в охвате не только высших структур сознания, но и тех, которые выступают в качестве подсознательных структур. Они определяют направленность воли, внимания, интеллекта.

Совокупность ценностей представляет собой особенные свойства личности, позволяющие ей выступать в качестве определенных побуждающих мотивов для достижений требуемого результата, приобретая функцию регуляторов социального поведения [16].

Под уровнем сформированности мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего у курсанта понимается степень развития свойств его личности, характеризующая направленность и глубину его устремлений относительно военно-профессиональной деятельности.

А. Б. Буханцев отмечает, что общий уровень военно-профессиональной ориентированности указывает на наличие в современных условиях баланса курсантов, имеющих как сформированную мотивационно-ценностную структуру личности, так и в значительной степени несформированную, а также на противоречивость функционирования процесса формирования мотивационно-ценностной структуры личности военнослужащего, что определяет необходимость целенаправленной работы по формированию личности курсанта и в дальнейшем – офицера [17].

Заключение. Результаты исследования показывают, что личностные ценности и мотивация являются важными элементами в профессиональном становлении курсантов. Необходимо продолжить изучение ценностных установок и мотивации курсантов, динамику их развития в процессе профессионального становления, разработать или подобрать оптимальный психодиагностический инструмент и внедрить их в практическую работу в рамках медико-психологического сопровождения курсантов.

×

About the authors

Alexey N. Yatmanov

Military Medical Academy

Author for correspondence.
Email: yan20220@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0043-3255

Сand. of Sci. (Med.), Doctoral Student

Russian Federation, St. Petersburg

Areg M. Martirosyan

Institute of Medical Education, The Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

Email: areg.martirosyan@bk.ru
ORCID iD: 0009-0009-5653-9121

Student

Russian Federation, Veliky Novgorod

Makich A. Arustamyan

Northwestern State Medical University named after. I.I. Mechnikov

Email: arustamyan-makich@mail.ru

Student

Russian Federation, St. Petersburg

Evgeniy V. Fedorov

N. G. Kuznetsov Naval Academy

Email: j816@ya.ru

Teacher

Russian Federation, St. Petersburg

References

  1. Закревский Ю. Н., Шевченко А. Г., Кузнецов С. А., Архангельский Д. А., Сердюк В. И., Жданов А. А. Опыт медицинского обеспечения учения межвидовой группировки сил (войск) в Арктике // Военно-медицинский журнал. 2018. Т. 339, № 8. С. 93–96 [Zakrevsky Yu. N., Shevchenko A. G., Kuznetsov S. A., Arkhangelsky D. A., Serdyuk V. I., Zhdanov A. A. Experience of medical support for the training of an interspecific group of forces (troops) in the Arctic. Military Medical Journal, 2018, T. 339, No. 8, pp. 93–96 (In Russ.)].
  2. Мосягин И. Г. Морская медицина // Реестр новых научных направлений. М.: 2018. С. 162–163. [Mosyagin I. G. Marine medicine. Register of new scientific directions. Moscow: 2018. pp. 162–163 (In Russ.)].
  3. Овчинников Б. В., Юсупов В. В., Вайгачева Л. В., Кузина Р. Х., Румянцева А. И. Профессиональное психическое здоровье и принципы его сохранения // Психология XXI века. Вызовы нового времени. 2020. С. 157–163 [Ovchinnikov B. V., Yusupov V. V., Vaigacheva L. V., Kuzina R. Kh., Rumyantseva A. I. Professional mental health and principles of its preservation. Psychology of the XXI century. Challenges of the new time. 2020, pp. 157–163 (In Russ.)].
  4. Королева И. Н., Караяни А. Г., Закревский Ю. Н. Влияние психологической групповой сплоченности у моряков - подводников на выполнение задач в повседневной учебно-боевой деятельности // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2015. Т. 47, № 4. С. 16–19 [Koroleva I. N., Karayani A. G., Zakrevsky Yu. N. The influence of psychological group cohesion among submariners on the performance of tasks in everyday combat training activities. Scientific information magazine Army and Society. 2015, Vol. 47, No. 4, pp. 16–19 (In Russ.)].
  5. Тепляков С. В. Анализ опыта формирования профессиональных ценностных ориентаций у военнослужащих войск Национальной гвардии Российской Федерации // Мировые научные исследования и разработки: современные достижения, риски, перспективы. 2023. С. 135–139 [Teplyakov S. V. Analysis of the experience of forming professional value orientations among military personnel of the National Guard of the Russian Federation. World scientific research and development: modern achievements, risks, prospects. 2023, pp. 135–139 (In Russ.)].
  6. Анохина Д. Л., Соболева Т. Н. Структура эмоционального интеллекта в зависимости от социальных ценностей военнослужащего // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2023. Т. 2. С. 115–120 [Anokhina D. L., Soboleva T. N. The structure of emotional intelligence depending on the social values of a serviceman. Scientific, technical and economic cooperation of Asia-Pacific countries in the 21st century. 2023, T. 2, pp. 115–120 (In Russ.)].
  7. Хугаева С. Г., Котовская С. В., Ложкина Л. И., Мосягин И. Г. Психологические особенности профессиогенеза (адаптивный профессиогенез рыбаков тралового флота в условиях Арктического севера) // Мир психологии. 2015. Т. 83, № 3. С. 244–253 [Khugaeva S. G., Kotovskaya S. V., Lozhkina L. I., Mosyagin I. G. Psychological features of occupational genesis (adaptive occupational genesis of trawl fleet fishermen in the conditions of the Arctic North). World of Psychology. 2015, Vol. 83, No. 3, pp. 244–253 (In Russ.)].
  8. Якубовская О. М. Формирование мотивационно-ценностного отношения к служебно-боевой деятельности, как фактору успешности воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. T. 103, № 9. С. 210–216 [Yakubovskaya O. M. Formation of a motivational and value-based attitude to service and combat activities as a factor in the success of education of military personnel serving under contract. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. 2013, Vol. 103, No. 9, pp. 210–216 (In Russ.)].
  9. Котовская С. В., Мосягин И. Г. Взаимосвязь показателей функционального состояния субъектов экстремальной деятельности с компонентами жизнеспособности // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 3. С. 64–71 [Kotovskaya S. V., Mosyagin I. G. Interrelation of indicators of the functional state of subjects of extreme activities with components of vitality. Psychology. Psychophysiology. 2019, Vol. 12, No. 3, pp. 64–71 (In Russ.)].
  10. Голованов А. В. Мотивационная сфера военнослужащих, ее структра, проблемы и способы развития // Фундаментальные достижения и прогрессивные взгляды в образовании. 2022. С. 13–21 [Golovanov A. V. Motivational sphere of military personnel, its structure, problems and methods of development. Fundamental achievements and progressive views in education. 2022, pp. 13–21 (In Russ.)].
  11. Мосягин И. Г. Профилактика заболеваемости личного состава ВМФ В 2014 г. // Морской сборник. 2014. № 7. С. 64–69 [Mosyagin I. G. Prevention of morbidity among Navy personnel in 2014. Marine collection. 2014, No. 7, pp. 64–69 (In Russ.)].
  12. Федосеева И. А., Бушуев А. Ю. Роль мотивации в профессиональной подготовке военнослужащих // Философия образования. 2020. Т. 20. № 4. С. 141–152 [Fedoseeva I. A., Bushuev A. Yu. The role of motivation in the professional training of military personnel. Philosophy of Education. 2020, Vol. 20, No. 4, pp. 141–152 (In Russ.)] doi: 10.15372/PHE20200410
  13. Баурова Н. Н., Рудой И. С. Прогностическая модель развития невротических расстройств у курсантов военных вузов // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 3. С. 76-78. [Baurova N. N., Rudoy I. S. Predictive model of the development of neurotic disorders among cadets of military universities. Medical-biological and social-psychological problems of safety in emergency situations. 2012, No. 3, P. 76-78. (In Russ.)].
  14. Тепляков С. В. Ценностные ориентации в структуре личности военнослужащего по контракту войск Национальной гвардии Российской Федерации // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2023. T. 10, № 1. С. 37–42 [Teplyakov S. V. Value orientations in the personality structure of a contract serviceman of the National Guard of the Russian Federation. News of the Saratov Military Institute of National Guard Troops. 2023, Vol. 10, No. 1, pp. 37–42 (In Russ.)].
  15. Макеенко В. В., Кузнецов С. В., Груздева Д. А., Баурова Н. Н., Мороз В. А. Актуальные вопросы здоровья студентов медицинских ВУЗов // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39, № S3-3. С. 126-131. [Makeenko V.V., Kuznetsov S.V., Gruzdeva D.A., Baurova N.N., Moroz V.A. Current issues of health of students of medical universities. News of the Russian Military Medical Academy. 2020, T. 39, No, S3-3. pp. 126-131. (In Russ.)].
  16. Зайцев А. В. Содержание и структура ценностного отношения военнослужащих контрактной службы к военной службе // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 3. С. 72–76 [Zaitsev A. V. Content and structure of the value attitude of contract servicemen to military service. Modern science-intensive technologies. 2023, No. 3, pp. 72–76 (In Russ.)].
  17. Буханцев А. Б. Мотивы и ценности современных курсантов: социологический анализ // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. T. 37, № 4. С. 69–77 [Bukhantsev A. B. Motives and values of modern cadets: sociological analysis. News of the South-West State University. 2011, Vol. 37, No. 4, pp. 69–77 (In Russ.)].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Yatmanov A.N., Martirosyan A.M., Arustamyan M.A., Fedorov E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
 


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies