Том 7, № 2 (2021)
- Год: 2021
- Статей: 11
- URL: https://seamed.bmoc-spb.ru/jour/issue/view/32
ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА
Методические подходы к обоснованию номенклатуры антропометрических показате-лей операторов современных АСУ в интересах проектирования рабочих мест морской техники
Аннотация
В статье представлен анализ нормативно-технических документов и справочных данных, определяющих номенклатуру антропометрических показателей для различных профессиональных категорий персонала. Показано, что антропологические показатели, приведенные в указанных источниках, утратили свою актуальность в связи с акселерацией населения планеты за последние десятилетия, а также отсутствием целой группы необходимых характеристик для проектирования морской техники. Так, в стандартах 1980-х годов среднее значение роста человека для 95 перцентиля составляет 183 см, а в европейских стандартах 2000 г. рост мужчины для 95 перцентиля составляет 188,1 см. Показана роль динамических антропометрических характеристик при обосновании эргономических требований к системам управления. Определены основные статические и динамические антропометрические показатели, необходимые для проектирования перспективной морской техники.
Динамика психологического состояния моряков в период длительной работы на рыбном промысле
Аннотация
Целью исследованияявилась необходимость теоретически и экспериментально обосновать методы диагностики и коррекции дезадаптационных изменений в психоэмоциональной сфере у моряков на этапах длительного рейса. Материалы и методы. Динамическое наблюдение в виде психологического тестирования, выполненное в условиях длительного рейса экипажа (n=48 человек) рыбопромыслового судна БМРТ (большой морозильный рыболовецкий траулер) с портом приписки г. Мурманск. Возраст рыбаков варьировал от 22–36 лет и составил в среднем 27,0±0,84 года, длительность рейса 152 суток по добыче рыбы в Юго-Западной Атлантике. Испытуемые относились к разным профессиональным группам, и мели стаж работы в море от 3 до 11 лет (М= 5,4±0,26). В исследовании применялись валидные методики, примененные в комплексе: модифицированный восьмицветовой тест М. Люшера, личностный опросник «EPI» Г. Айзенка, психодиагностический тест «Общая оценка личности» В.М. Мельникова и Л.Т. Ям-польского, опросник MMPI «Личностная шкала проявлений тревоги, опросник «Индекс жизненного стиля» («LSI») Келлермана–Плутчика–Конте для выявления типов психологических защит, тест на исследование реактивной и личностной тревожности Спилбергера–Ханина и тестовая карта САН (тест-опросник Мини-мульт). Результаты и их обсуждение. Исследование показало, что непрерывное (более 3 месяцев) нахождение на промысле в море приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере рыбаков, проявляющееся в появлении признаков психологической дезадаптации. У большинства обследованных в качестве ведущего имеется трофотропный (неоптимальный) тип психической адаптации к условиям длительной работы в море, характеризующийся снижением психофизических резервов организма, повышенной тревожностью с выбором стратегии пассивной адаптации к экстремальным условиям внешней среды.
Рекомендации командному составу по поддер-жанию устойчивого психологического состояния экипажа аварийной подводной лодки
Аннотация
Цель:систематизация рекомендаций командному составу подводной лодки по управлению личным составом и оказанию первой психологической помощи в аварийной обстановке, на основе ранее теоретически смоделированной динамики психологического состояния экипажа аварийной подводной лодки.
Материалы и методы: анализ методических пособий по сохранению и повышению работоспособности личности, находящейся в стрессовых ситуациях, изучение доступной литературы о действиях личного состава подводных лодок в момент аварии.
Результаты и их обсуждение: по результатам ранее изученных факторов, влияющих на динамику психологического состояния экипажа аварийной подводной лодки, проведен отбор и систематизация имеющихся методов воздействия и управления личным составом в различные периоды развития аварии, командному составу предложены возможные приемы самоконтроля и саморегуляции психоэмоционального состояния.
Особенности респираторных показателей у военно-морских специалистов с признаками профессионального выгорания
Аннотация
Введение. Снижение вентиляционных способностей влечет за собой существенное изменение кинетики респираторных газов, что может приводить к формированию гипоксических, гипо- или гиперкапнических состояний, которые резко ограничивают приспособительные возможности организма и облегчают формирование синдрома профессионального выгорания, что предопределяет актуальность их изучения.
Цель: оценить респираторные показатели у военно-морских специалистов, у которых имеются (или отсутствуют) признаки профессионального выгорания.
Материалы и методы. Обследованы 250 военно-морских специалистов в возрасте от 25 до 45 лет, разделенных на две группы — с отсутствием (1-я группа, 91 человек) и наличием (2-я группа, 159 человек) признаков профессионального выгорания, у которых определялась респираторные показатели.
Результаты и их обсуждение. Установлено, что у военно-морских специалистов с признаками профессионального выгорания по сравнению с лицами без этих признаков отмечаются достоверно более высокие показатели пиковой объемной скорости, мгновенной и средней объемной скорости жизненной емкости, резервного объема выдоха, а также оценки соотношения резервного объема вдоха к выдоху; при этом у таких лиц отмечался достоверно более низкий показатель резервного объема вдоха.
Заключение. Целесообразно учитывать показатели функционирования респираторной системы, имеющей решающее значение в обеспечении организма кислородом, что в итоге определяет успешность адаптации и профилактику возникновения недопустимых функциональных состояний, к которым относится в том числе профессиональное выгорание.
Изменения характера меж-личностного поведения российских моряков во время рейса в интернациональных экипажах
Аннотация
Введение.Психоэмоциональная сфера моряков является одной из наиболее подверженных тяжелым условиям морского труда. При работе в море экипажа на судах иностранных компаний часто отмечаются нарушения условий труда. В результате возможно возникновение социально-психологических конфликтов, переходящих в психоэмоциональный стресс. В этой связи изучение эмоциональной сферы российских моряков, работающих на судах под флагами иностранных государств, очень актуально. Цель: определение особенностей состояния эмоциональной сферы у российских моряков при работе в интернациональных экипажах и обоснование необходимости ее коррекции в рейсовый и межрейсовый периоды.
Материалы и методы. Исследовано психоэмоциональное состояние российских моряков, работавших на судах иностранных компаний в динамике морского рейса с помощью метода «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, адаптированного Л.Н. Собчик.
Результаты и их обсуждение. Обнаружен достаточно высокий уровень напряженности эмоционального состояния в течение рейса, вероятно, обусловленный сложностью общения с иностранными моряками, тяжестью труда и, как следствие, возникновению конфликтных ситуаций. Эмоциональное напряжение может способствовать возникновению невротических реакций у моряков. Рекомендовано для работы на судах под иностранным флагом проводить тщательный отбор экипажей и не допускать заключения контрактов с психологически неустойчивыми лицами.
ВОДОЛАЗНАЯ МЕДИЦИНА
Математическая модель влияния порога глубокой болевой чувствительности у водолазов и дайверов на клиническую симптоматику декомпрессионной болезни.
Аннотация
Цель исследования: разработать модель прогноза развития безболевой формы декомпрессионной болезни от уровня болевой чувствительности.
Методы и исследования: обследовано 29 водолазов и дайверов в возрасте от 20 до 42 лет с декомпрессионной болезнью и бессимптомным газообразованием.
Результаты и их обсуждение. Безболевые формы в 1,6 раза встречаются чаще декомпрессионной болезни с болевыми (классическими) клиническими проявлениями. Определение порога болевой чувствительности у водолазов и дайверов является важным элементом профилактики хронической декомпрессионной болезни. При уровне порога болевой чувствительности у водолаза или дайвера 10 вольт и больше при каждом погружении необходимо проводить ультразвуковое исследование на наличие внутрисосудистого газообразования. У таких водолазов и дайверов любые симптомы, возникшие после декомпрессии, необходимо рассматривать как декомпрессионную болезнь.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НА МОРЕ
Сравнительный анализ травматизма у военнослужащих по призыву Военно-Морского Флота и Сухопутных войск России в 2003–2019 гг.
Аннотация
Травматизм военнослужащих Вооруженных сил (ВС) России — важный показатель безопасности профессиональной деятельности.
Цель исследования: сравнительный анализ травматизма военнослужащих по призыву Военно-Морского Флота (ВМФ) и Сухопутных войск России в 2003–2019 гг.
Материалы и методы. Изучили медицинские отчеты о состоянии здоровья личного состава и деятельности медицинской службы по форме 3/МЕД. Показатели травм соотнесли с группами (блоками) XIX класса «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин» (S00–T98) Международной классификации болезней, 10-го пересмотра (МКБ-10). Показатели травматизма рассчитали на 1000 военнослужащих, или в ‰.
Результаты и их обсуждение. Среднегодовой уровень травматизма военнослужащих по призыву ВМФ России в 2003–2019 гг. составил 23,54±2,75‰, Сухопутных войск — 11,23±0,96‰ (p<0,001). Выявлены ведущие травмы с долей в структуре 1,5%, которые в сумме составили у военнослужащих по призыву ВМФ России 74,8%, у военнослужащих Сухопутных войск — 72,5%. Учет медико-статистических показателей травм может быть использован при анализе травматизма в конкретных подразделениях и частях ВС России.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Проблема острой одонтогенной инфекции в морской медицине: клинико-рентгенологические параллели
Аннотация
Актуальность. Основным в профилактике острой одонтогенной инфекции у моряков при длительном плавании является выполнение в полном объеме предпоходовой санации полости рта, предусматривающей устранение хронических очагов одонтогенной инфекции.
Цель исследования состояла в выявлении у моряков хронических очагов одонтогенной инфекции после завершения их предпоходовой санации полости рта и перед уходом в плавание.
Материал и методы.Проведено стоматологическое и рентгенологическое (ортопантомография) обследование 169 мужчин в возрасте от 22 до 52 лет после завершения стоматологического лечения (санация полости рта) перед длительным морским походом с последующим анализом клинико-рентгенологических параллелей по выявлению хронических одонтогенных очагов инфекции, которые могут быть потенциальным источником микроорганизмов для развития острой одонтогенной инфекции в условиях плавания.
Результаты и их обсуждение. Установлено, что, несмотря на проводимую лечебно-профилактическую работу по санации полости рта с моряками в предпоходовый период, в 30,4–77,2% случаев у них на период длительного морского похода сохраняются хронические очаги одонтогенной инфекции, которые во время похода могут стать причиной развития острой одонтогенной инфекции. Для качественного выявления хронических одонтогенных очагов инфекции стоматологический осмотр моряков в предпоходовый период необходимо дополнять рентгенологическим обследованием, что позволит своевременно выявить и устранять хронические одонтогенные воспалительные процессы верхнечелюстных пазух, а также хронические периапикальные и пародонтальные очаги одонтогенной инфекции.
Дальневосточная телемедицина: кейс ICL Техно по реализации программы smart-ФАП в одном из приморских регионов страны
Аннотация
Компания ICL Техно приступила к реализации проекта «Smart-ФАП» в Сахалинской области. Проект предусматривает внедрение современных телемедицинских технологий в отдаленных сельских поселениях. Главная цель — сохранение жизни пациентов за счет улучшения качества и доступности медицинской помощи. Проект «Smart-ФАП» создает возможность для сельского населения прямо на месте получить целый спектр обследований, плановых и экстренных консультаций специалистов.
НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ
Биомониторинг человека как метод оценки воздействия факторов химической природы на работников судоремонтной и судостроительной отрасли
Аннотация
Цель:осветить проблему оценки влияния химических факторов на здоровье персонала предприятий, занимающихся судоремонтом и судостроением с помощью проведения исследований по биомониторингу человека.
Материалы и методы. Проведен контент-анализ различных отечественных и зарубежных научных источников, а также нормативно-правовых документов разных стран, касающихся биомониторинга человека в промышленности.
Проведено сравнение между различными нормативными величинами биологических индексов экспозиции в разных странах.
Результаты и их обсуждение. Установлено, что биомониторинг человека как метод оценки влияния химических веществ на здоровье человека уже активно развивается как в нашей стране, так и за рубежом. Сложность доказательной базы, основанной на принципах доказательной токсикологии, позволяющей установить нормативные величины для биомаркеров в организме человека за счет глубокого понимания токсико-динамических процессов в организме, пока не позволяют создать полноценную нормативную базу и сделать характер мероприятий по биомониторингу человека на производстве обязательным. Однако работы в этом направлении ведутся в настоящее время. В то же время некоторыми странами уже разработано ряд документов, которые позволяют проводить биомониторинг человека на предприятиях, несмотря на их исключительно рекомендательный характер.